Обратно к: » Оглавление » Другие выпуски
 Выпуск 6 » Июнь 2004 года


И. КОПАЙСОВ (Санкт- Петербург)

ЭРЕЗУНД ЛИНК

Каюсь перед Их Величествами королевой Дании Маргрете II и королём Швеции Карлом XVI Густавом. Каюсь, по- тому что дважды нелегально пересёк границу Шведского и Датского королевств по мосту через пролив Oeresund (Эрезунд). И этот криминал стоил того - сооружение и правда замечательное!


Эрезунд Линк (фото Р. Плунге) c "Kompiuterija-PC World"  »» 

На самом деле это даже не мост, а целый комплекс сооружений, получивший название Oeresund Fixed Link. В составе комплекса: береговые подъездные автомобильные и железнодорожные пути (включая развязки и станции оплаты проезда), туннель, намытый в проливе остров, два подходных эстакадных моста, вантовый мост. Мостовой переход — двухэтаж- ный, верхний уровень — четырёхполосная (по две полосы в каждую сторону) автодорога, нижний — электрифицирован- ная двухпутная железная дорога.
Договор о строительстве перехода был подписан правительствами двух стран в 1991 году, само же строительство началось в сентябре 1993 года. В торжественной церемонии пуска Oeresund Link 1 июля 2000 года участвовали оба монарха. Ещё бы, обе страны в результате получили нового "сухопутного" соседа — друг друга! На следующий день, в 6 часов утра, стало возможным нормальное движение автомобилей и поездов с берега на берег. Вместе со Stor Belt Link через пролив Большой Бельт между островами Зеландия (Sjlland, остров, на котором Копенгаген) и Фюн (Fyn, остров, на котором город Оденсе) и мостом через пролив Малый Бельт (Lille Belt, между островом Фюн и полуостровом Ютландия, Jylland) образовался непрерывный автомобильножелезнодорожный коридор из Центральной Европы в Скандинавию.
Первый из существовавших переходов открыт сравнительно недавно, в 1998 году. Он похож по компоновке на Oeresund Link (тоннель — остров — мост, если ехать с Зеландии на Фюн), только там автомобильная и железная дороги идут не на разных уровнях, а рядом). До сооружения связь между Зеландией и Фюном осуществлялась паромами. Второй переход, через Малый Бельт, гораздо меньше и старше. Финансировалось строительство всего коридора ЕС и Банком Европы. Oeresund Link строился консорциумом, главную скрипку в котором играл шведский концерн SKANSKA, тот самый, что строил Ледовый дворец в Петербурге. Датчанам этот транзит не особо и нужен был. Теперь они, как истинные скандинавы, встревожены загрязнением воздушного бассейна Дании и выступают за ограничение автоперевозок и перенос грузопотока на электрифицированную железную дорогу.
Дания, судя по всему, была всё же заинтересована в строи- тельстве моста именно на этом месте. Ведь логичнее было бы построить переход севернее — между Helsingor (Дания, боль- ше известен как Эльсинор, Elsinore — город Гамлета, принца датского) и Helsingborg (Швеция) — здесь расстояние между берегами раза в три меньше. Но, в этом случае, путь из Копенгагена (но не из континентальной Европы) до Стокгольма был бы не таким прямым, а Копенгагенский международный аэропорт Каструп остался бы "не у дел" (сейчас он работает на всю южную Швецию).

Описание комплекса
Начну с того, что из центра города в аэропорт Копенгагена была проложена двухпутная железнодорожная линия. Теперь поезда из центральной части Копенгагена, со станции Oesterport ("Восточные ворота") через Noerreport ("Северные", соответственно, "ворота" — подземная станция, будущая пересадка на метро), Koebenhavn H (Центральный вокзал), новый небольшой мост на остров Амагер (Amager, на этом острове — аэропорт) и ещё две промежуточные станции (Tarnby и Oerestad) ходят до станции Koebenhavns Lufthaven, Kastrup. Интервал движения — 10 минут днём и 30 минут ночью. Время в пути от Koebenhavn H до Kastrup — 14 минут. Используются трёхвагонные электрички ER-IR4 производства ABB. Кроме того, бегают Regionaltog (местные поезда) из аэропорта в разные концы Зеландии.
Поезда из Копенгагена через аэропорт и мост в Мальмё (Швеция) ходят через 20 минут днём и 60 минут ночью. Время в пути от Koebenhavn H до Malmo C —? 35 минут, от аэропорта до Malmo C — 21 минута. Сейчас используются датские ER-IR4 и шведские X2000 (ещё его называют X2K). В течение следующего года планируется перейти на специально построенные трёхвагонные электропоезда Oeresundstog, всего их будет 27 штук. Через мост и аэропорт ходят ещё и дальние поезда (InterRail, EuroCity) из Европы в Скандинавию. Центральный вокзал Копенгагена — Koebenhavn Hovedbanegarden ? это 13 пассажирских путей, 7 платформ. Из них 4 платформы (8 путей) для InterCity, X2K, InterCityLyn (Молния), Regionaltog и дальних поездов, 2 платформы (4 пути) — для S-tog. Для поездов через oeresund, oeresundstog (они обозначаются гибридом датской Oe и шведской Oe) — отдельная, новая платформа Oeresundsperron. Вокзал не тупиковый, проходной, но главный зал ожидания — сверху над путями, из него — двери к эскалаторам и лестницам, ведущим вниз, к платформам. Вокзал построен в 1911 году. Станция Koebenhavns Lufthaven, Kastrup (дословно — "Копенгагенский Аэропорт, Каструп") находится под землёй, точнее, в выемке, над которой стеклянная крыша. Центральная часть станции — ровно под новым международным терминалом аэропорта №3. Станция — в кривой; перед приходом поезда плавно зажигаются и гаснут с циклом секунды в 3 лампы, встроенные в край платформы. Для товарных поездов построен обходной тоннель и грузовой терминал. Через несколько лет в аэропорт дотянется одна из двух линий строящегося копенгагенского метрополитена.
После аэропорта поезд идёт какое-то время по выемке, а затем ныряет в туннель. Часть берега, где расположен портал туннеля, намыта вглубь моря на 430 м. Автомобильный туннель на одном уровне с железнодорожным, сбоку. Длина тоннеля — 3510 м.
Из туннеля выныриваем на искусственный намытый остров, которому уже успели присвоить название — Peberholm. Длинна пути по нему ? 4055 м. На восточном конце острова автодорога по насыпи забирается наверх. Начинается Западный подходной мост (3014 м), постепенно поднимающийся вверх. Примерно на 2/3 пути по этому мосту проходит государственная граница двух королевств; до этого у Дании и Швеции не было сухопутных границ. Въезжаем на Высокий мост. Мост вантовый, навигационный клиренс — 57 м, буксир сверху кажется моторной лодкой. Длина моста — 1092 м. Затем проезжаем Восточный подходной мост (3739 м). В принципе возможна ситуация, когда переход полностью закрывают для движения. В Дании уже были случаи, когда автомобили буквально сдувало с мостов сильным боковым ветром, потому на заглавной странице сайта www.oresundskonsortiet.com висит объявление: закрыт сегодня мост или работает в обычном режиме.

Итого общая длина перехода (без подходов) — 15 840 м, в т. ч. туннель — 3510 м, мост — 7845 м, намытые участки — 4485 м.
Плавно спускаемся на шведский берег. Автодорога уходит вправо. Почти сразу поезд останавливается на новой станции Malmo Syd (Мальмё-Южная), огибает город с юга и затем выходит на ранее существовавшую ж. д. Объезжаем Мальмё с востока и прибываем на вокзал Malmo C.
Здание вокзала станции Malmo Central сооружено в 1858 году. Станция тупиковая, 12 путей, 6 платформ. Для Oeresundstog выделен 5 путь. Это положение временное, т. к. строительство комплекса продолжается.
К 2005 году планируют открыть Malmo City Tunnel, значительно сократив тем самым путь от oeresund Link (Malmo S) до Malmo C, а главное — сделав Malmo C сквозной станцией. Всего собираются построить 11 км пути, из них 6,2 км — в туннеле. Туннель пройдет прямо под городским замком, вокруг которого сохранена однопутная линия музейного трамвая (двухосные вагоны с двумя кабинами производства 1906 года). Появятся 3 новые станции: подземная часть Malmo C, подземная Triangeln и наземная Hyllie.
В завершение — немного об экономике вопроса. До сооружения Oeresund Link связь осуществлялась паромами (авто и ж. д.) и скоростными катамаранами Flygbatarna (45 мин. от центра Копенгагена (Nyhavn) до Мальмё (причал в сотне метров от Malmo C). Не знаю, сколько стоит (стоил) паром, а вот билет на Flygbatarna (Economy class) — 35 DKK (около 110 руб.). Билет на поезде oeresundstog от Norreport до Malmo C (2nd class) — 60 DKK (190 руб.). Oeresund Link — единственная платная автодорога в Дании. Проезд на легковой машине — 230 DKK (740 руб.), трейлеры длиннее 16,5 м — 850 DKK (2720 руб.), автобусы — 1000 DKK (3200 руб.) Вот так!

Гиперссылки по теме

http://www.broboken.com The Book About The Bridge, (Презентация книги о oeresund Link)
http://www.sundlink.se The Bridge (Sundlink Contractors — консорциум, построивший oeresund Link)
http://www.citytunnel.malmo.se Citytunneln & Oeresundsbroanslutningarna (Рассказ проектной организации о своём труде — о подходах к oeresund Link на шведском берегу и городском туннеле под Мальмё)
http://www.oresund.com Oeresund Region (Зона пролива Эрезунд)
http://www.oresundskonsortiet.se Oeresundsbron (Компания, эксплуатирующая переход)
http://www.malmo.se Malmo stad (Сайт города Мальмё)
http://www.copenhagencity.dk Koebenhavns Kommune (Официальный сайт Копенгагена)
http://www.cph.dk Koebenhavns Lufthaven Kastrup (Аэропорт Каструп)

 «« Оглавление...


Мнение авторов не всегда совпадает с мнением редакции.

Хостинг от uCoz