Обратно к: » Оглавление » Другие выпуски
 Выпуск 6 » Июнь 2004 года


В. ВЕРШИНИН (Ростов-на-Дону)

ПО УЗКОКОЛЕЙНЫМ МЕСТАМ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
АПШЕРОНСК-ГУАМКА-МЕЗМАЙ



Апшеронская УЖД © Д. Зиновьев »» 

Воспользовавшись четырьмя выходными днями в начале мая, я, наконец, сумел осуществить свою старую задумку — посетить узкоколейку в Апшеронске и уникальнейший памятник природы Краснодарского края — Гуамское ущелье. Незабываемые воспоминания и масса впечатлений остались у меня от этой поездки, с описанием которой и познакомит читателя дальнейший мой рассказ.
Апшеронская лесовозная узкоколейка некогда представляла собой единую систему Апшеронск­Самурская­ разъезд 10 км­Отдалённый (Шпалорез) с двумя ответвлениями: небольшой веткой от разъезда 10 км до Кушинки и восточным горным участком, проходившим через Гуамское ущелье (Самурская­Гуамка­Мезмай­Темнолесская­ турбаза "Лаго-Наки").


 ««  Вид на лесокомплекс со стороны станции Апшеронск.

Что же осталось от дороги на сегодняшний день? Путь от Темнолесской до турбазы "Лаго-Наки" разобран ещё в 1960­ 70 гг. Участок же от узловой станции Самурская до Гуамки в 1980-е годы был сильно разрушен наводнением, от его восстановления отказались и затем окончательно разобрали. В результате апшеронская система оказалась разорванной на две автономные части. В таком состоянии она и пребывает до сих пор.
В 2002 году 8-километровый горный участок Гуамка— Мезмай также был сильно повреждён наводнением, в результате чего посёлок Мезмай оказался буквально отрезанным от связи с "внешним миром". Удивительно, но в 2003 году всё же взялись за его восстановление. "Силами МУП "Апшеронск" ведутся аварийно-восстановительные работы на узкоколейной железной дороге в Гуамском ущелье" (03.12.2002), "В Мезмае восстанавливают разрушенный мост" (25.03.2003), "В Гуамском ущелье заканчивается строительство новой железной дороги" (15.05.2003) — пестрели заголовки СМИ. В конце 2003 года, судя по сообщениям кубанских новостей, "дорога жизни" от Гуамки до Мезмая полностью восстановлена после наводнения.

Северная горловина станции Апшеронск »» 

Иду вдоль путей в южном направлении. Сразу за лесокомплексом узкая колея пересекает улицу Коммунистическую, и начинается территория станции Апшеронская УЖД.

Узкоколейка Апшеронского леспромхоза
(ОАО "Апшеронсклеспром")

В стороне от великих путей, в начале Кавказского предгорья, примерно между Майкопом и Туапсе расположен небольшой городок Апшеронск. Ранним субботним утром 1 мая я погружаюсь в автобус Ростов-на-Дону­Апшеронск и через 8 часов пути приступаю к изучению здешних узкоколейных достопримечательностей.
Моё знакомство с узкоколейкой в Апшеронске началось с её северной точки, находящейся на территории лесокомплекса. Внушительные размеры ныне почти пустующей территории лесокомплекса говорят о том, что ранее здесь имелось значительное путевое развитие. Теперь два узкоколейных пути лишь немного заходят на его территорию, где вскоре и обрываются. Оставшиеся повсюду пустые полусгнившие шпалы да борозды в земле напоминают о некогда существовавшем продолжении узкоколейки и былом значительном путевом развитии. Здесь же валяются несколько ржавых пассажирских вагонов ПВ без тележек.
По обе стороны северной горловины расположены старые здания явно вокзального типа: одно (слева) переоборудовано в стоматологический кабинет, другое (справа) полуразрушено и заброшено. Рядом ? оригинальный монумент в честь 50-летия узкоколейки с цифрами "1927­1977". Монумент из серого камня стоит на двух узкоколейных вагонных тележках. Оказывается, железная дорога начала строиться в 1927 году узниками ГУЛАГа, а трупы зарывались прямо в насыпь. . .


 «« Главный путь станции Апшеронск

Территория станции впечатляет: большое по узкоколейным меркам путевое развитие, ручные стрелки с полосатыми табличками, разворотный треугольник, на станционных путях стоит только что прибывший с гор состав, груженый лесом, возле депо — тепловоз ТУ8П с багажным вагоном, пожарный поезд, цистерны, деревянные грузовые вагоны. Красиво!
Кроме перевозки леса, на УЖД существует и регулярное пассажирское сообщение: по выходным дням отсюда ходит пассажирский поезд (ТУ8П с багажным вагоном) до конечной южной точки магистрали — посёлка Отдаленный. В южной части станции находится пункт перегрузки леса на автотранспорт. За южной горловиной расположен переезд через улицу Спорта и необычный высокий входной двуглазый светофор на семафорной мачте. Затем узенький путь идет по городу вдоль улицы Партизанской, завода "Лессельмаш" и далее на юг в сторону гор.

Станция Гуамка: три пути в Кавказском предгорьей »» 

Узкоколейка в Гуамском ущелье
Основной целью моей поездки было посещение уникальной узкоколейки в Гуамском ущелье. И вот ранним бодрящим утром 2 мая меня встречает живописный поселок Гуамка (50 км южнее Апшеронска). Утренняя свежесть, небольшой туман и лучи восходящего солнца, золотящие вершины Кавказских гор. . . Это было похоже на ворота в неизведанный, чудный мир, распахнувшийся перед глазами жителя миллионного мегаполиса. Ни звука в природе, ни ветерка! Посёлок пленяет каким-то особенным уютом, спокойствием узких улочек, и даже несмотря на обилие туристов, живёт своей тихой, неспешной жизнью. Здесь же раскинулся кемпинг с аккуратными деревянными домиками. Практически на всем — чёткий отпечаток глухой российской провинции.
Здание бывшей железнодорожной станции нельзя не заметить: оно расположено в центре посёлка. На станции сохранились три пути и разворотный треугольник. Из подвижного состава — лишь полусамодельная двухосная дрезина для перевозки туристов по ущелью и несколько ржавых платформ, забытых на отрезанном участке ещё с лесовозных времён.


 «« Гуамка: начало разобранного участка до Самурской

Перед Гуамкой рельсы сняты. Когда-то отсюда узкоколейка шла в западном направлении через лесную чащобу и вереницу речек до станции Самурская основной апшеронской магистрали. Теперь просматриваются лишь следы от некогда существовавшей колеи: узкая, уходящая в лес просека с протоптанной тропинкой, идущей по вросшим в землю старым шпалам — вот и всё, что осталось от железной дороги. После размыва полотна наводнением участок Самурская­Гуамка восстанавливать уже не стали, он не выдерживал конкуренции с автотранспортом и вскоре был разобран за ненадобностью.
Теперь мне предстояло преодолеть путь длиной 8 км в восточном направлении вдоль узкоколейки: сначала через Гуамское ущелье, а затем подняться до поселка Мезмай. Это самый экзотический для туристов и стандартный для местных жителей способ попадания в Мезмай.

Узкоколейка в Гуамском ущелье »» 

Впереди Гуамское ущелье — уникальное творение природы, одно из красивейших и величественных мест Краснодарского края. Оно представляет собой узкий каньон, пробитый за тысячелетия горной рекой Курджипс. Ущелье расположено между посёлками Мезмай и Гуамка, его протяжённость составляет 3 км, глубина — до 400 м.
Мой путь лежит туда, где тесно смыкаются два высоких хребта: слева — хребет Гуама, справа — более высокие отроги Лагонакского хребта, а между ними стремительно мчится Курджипс. За вход в Гуамское ущелье берут по 100 рубликов с носа (сразу же вспомнился Остап Бендер, собирающий плату за вход в Пятигорский Провал, чтобы тот "не слишком проваливался"). Ущелье начинается сразу и незаметно: только-только вокруг были пологие лесистые склоны и ярко светило солнце, как вдруг над головой нависают отвесные скалы, а Курджипс уходит далеко вниз и шумит где-то внизу, зажатый в узком каньоне шириной всего в несколько метров. Узкоколейка же еле-еле уместилась на узенькой полочке, вырубленной в левом склоне ущелья узниками ГУЛАГа в 1930-е годы.


 «« Старый путь в ущелье за мостом через Сухую Балку

Гуамский каньон вода протачивала тысячи лет. После ледникового периода в том месте, где сейчас расположен поселок Мезмай, находилось горное озеро. Вода из озера вытекала на равнину между Лагонакским и Гуамским хребтами, постепенно вымывая породу. Потом, через тысячи лет, людьми в скале был выдолблен этот длинный горный уступ, по которому проложили стальной путь и пустили поезд. Пройдут ещё тысячелетия, от рельсов не останется и следа, а эта искусственная полочка надолго останется безмолвным памятником своим создателям.
Иду вдоль пути: где прямо по шпалам, где рядом. Состояние полотна здесь идеальное: новые ровные рельсы, свежие шпалы еще пахнут креозотом! Такого я не видел ни на одной узкоколейке. После недавнего ремонта пути кое-где вдоль дороги сложены старые демонтированные рельсы и отжившие свой век деревянные шпалы.
Блестящая в редких, с трудом пробивающихся в ущелье, солнечных лучах стальная колея постоянно петляет, огибая крутые скалы. От красоты открывающихся пейзажей захватывает дух. Не зря Гуамское ущелье называют музеем под открытым небом. На противоположном склоне — разноцветные наклонные слои оголённых горных пород (белые, розо- вые, коричневые, зелёные, жёлтые, красные; цвет объясняется особенностями их геологического строения), которые за тысячелетия были рассечены быстрой рекой. Глубоко внизу бурлит и плещется Курджипс. Вверху, над почти отвесными склонами, нависающими над головой, и деревьями, уцепившимися корнями за обрыв, ? зажатая с двух сторон гигантски- ми каменными стенами узкая полоска чистого синего неба. На большой высоте пробиваются родники, выступы скал сочатся потоками влаги и ручейками, а иногда прорываются каскадами водопадов. Деревья, покрытые косматыми свисающими прядями мха, облепили высокие скалы. Растительный покров весьма разнообразен: дуб, бук, тис, пихты, сосны, множество других интересных и непонятных растений.

Размыв пути недалеко от Мезмая »» 

Горы, водопады, пороги, удивительная природа, величественные естественные декорации и сама дорога, вырубленная в скале, поражают постоянно меняющимися видами, один удивительнее другого. Пейзажи просто феерические, красота неописуемая! Неповторимый микроклимат, шум горной реки и чистый воздух усиливают впечатление.
В ущелье много туристов и пеших групп: кто-то идёт, как и я, в Мезмай, кто-то навстречу — в Гуамку. Из их числа чётко выделяются местные жители: ведь это едва ли не единственный лёгкий пеший путь между посёлками. В некоторых местах дорога идет почти вровень с рекой, но обычно река шумит далеко внизу. А вот в водах бурлящего потока лежит печальный памятник — свалившийся несколько лет назад в ущелье тепловоз. Впечатляющее зрелище. . .
Примерно посередине ущелья расположено кафе "Домик для приезжих в Гуамском ущелье", где можно подкрепиться, восстановив затраченные на подъём силы. Впрочем, желающие могут проехать по ущелью с ветерком на дрезине, весело сигналя на многочисленных поворотах. Однако большинство людей всё же предпочитают пеший способ перемещения.
К моему удивлению, вопреки сообщениям СМИ о полном восстановлении железнодорожного сообщения до Мезмая, оказалось, что узкоколейка отремонтирована только до моста через Сухую Балку (менее половины пути Гуамка­ Мезмай). Это место, где смыкаются два ущелья: справа из узкого и высокого ущелья приходит немноговодный приток Сухая Балка, впадающий в Курджипс. С узкого и высокого моста интересно наблюдать слияние чистой воды Сухой Балки с коричневым от глины Курджипсом. За мостом уложены рельсы выпуска аж 1937 года, и в силу плохого состояния пути дрезина выше не поднимается. Пешеходная тропа продолжает идти по старым раскисшим шпалам. Костыли в некоторых местах повылезли, шпалы изрядно подгнили и просели. . .


 «« Заброшенный путь в лесу недалеко от Мезмая

Путь к Мезмаю
После моста через Сухую Балку ущелье уходит в сторону, горы расступаются, грохотание реки стихает, и только красноватые высокие скалы возвышаются слева вдали по ту сторону Курджипса. По железной дороге во всю течет селевой поток, порой узенький путь полностью утопает в нанесённой глиняно-земляной жиже, и рельсов даже не видно. Идти вдоль насыпи по раскисшей глине без спецобуви не очень весело. Пройдя ещё несколько сот метров, с ужасом обнаруживаю, что насыпь в нескольких местах довольно сильно размыта, и узкоколейка для движения поездов дальше полностью непригодна, хотя пешком вполне проходима. Можно даже сесть отдохнуть на шпале, свесив вниз ноги.

Восстановленный мост в Мезмае »» 

Вскоре труднопроходимый участок заканчивается, и почва под ногами становится более твёрдой. Счищаю о рельсы тяжёлые куски налипшей на ботинки глиняной массы и иду дальше, а навстречу приближается лес. И вот я остаюсь наедине с зелёным окружающим миром. Всякие коряги, палки, сучки заполняют лес и делают его насыщенным и малопроходимым. Из всех признаков человеческой цивилизации — только старая заброшенная узкоколейка. А всё-таки прикольно идти по шпалам! Когда я иду по старой железной дороге, во мне возникает какое-то особое чувство, дающее надежду; кажется, что дорога лечит раны души. Всё-таки здешняя узкоколейка — замечательное место, гармонично соприкасающееся с нерукотворной природой, а путешествие по таким местам даёт ни с чем не сравнимое удовольствие. Кажется, что вот-вот из-за поворота послышится разносящийся по лесу гудок паровоза. . . А ведь когда-то в этих удивительных местах гудки паровозов не были редкостью, они были обыденным явлением и воспринимались как часть окружающего мира. Вместе с железной дорогой, мало изменившей свой облик с далёких годов, хранят полузабытый дух старины и маленькие посёлки, к которым она ведёт. Ещё через несколько километров, сразу за недавно восстановленным железнодо- рожным мостом через Курджипс, начинается поселок Мезмай. В двух местах в районе моста узкоколейка разорвана — участки пути в несколько метров то ли специально сняты, то ли просто-напросто растащены местными жителями на свои хозяйственные нужды.
Посёлок Мезмай основан в тридцатых годах прошлого века как посёлок лесорубов в неширокой долине у места впадения в Курджипс притока Мезмай. Живописно расположенные маленькие домики взбираются высоко по обоим склонам долины, а вокруг — горы и бескрайние леса. Раньше здесь располагался трудовой лагерь для заключённых, и была построена узкоколейка для вывоза леса. Бросается в глаза почти всеобщая "деревянность" — кирпичных строений здесь почти нет. Деревянные дома, треугольные крыши, кирпичные трубы, гавкающие собаки, добродушные коровы и чумазые свинки, уснувшие в грязных лужах. . . Я попал совсем в другой мир, не имеющий ничего общего с нашей обыденной городской жизнью. Кажется, что вопреки всем законам природы время здесь течёт медленно-медленно или даже не течёт вовсе. Действительно, стоит попасть сюда, взглянуть на российскую глубинку и ощутить полную оторванность от привычной цивилизации. Старая заброшенная узкоколейка — в прошлом единственная связь с той самой цивилизацией; по этим рельсам можно пойти назад и вернуться. . . вернуться в будущее: в наш мир, в наше время. . .


 «« Станция Мезмай

Через Мезмай проходит геоаномальная зона Лаго-Накского нагорья. Говорят, что это удивительное место обладает большой притягательной и энергетической силой. Долгое время оно было скрыто от людей горными склонами и тремя труднопроходимыми ущельями — Мезмайским, Верхнекурджипским и Гуамским.
Железная дорога совершает правый поворот, и передо мной открывается территория станции Мезмай. Картина удручающая: ржавые рельсы и стрелки, старые вагоны, дух развала и заброшенности. Слева сохранилось кирпичное здание вокзала с вывеской "Ст. Мезмай". На путях доживают свой век остатки подвижного состава: платформы и пассажирский вагон ПВ. За станцией сохранился разворотный треугольник и мост через речку Мезмай. Прямо по путям ходят коровы, мычат, мирно жуют траву.
Возникает какое-то особое чувство, когда находишься рядом с заброшенной железной дорогой. Представляешь себе, что её когда-то строили ударными темпами, потом дорога работала, здесь были люди и делали свое дело. Теперь же все это ржавеет, разворовывается и сдается в металлолом, никому не нужное и забытое. . . Вдали за забором видны останки тепловоза ТУ7 или ТУ8, а мёртвая, никому не нужная колея убегает дальше за очередной поворот. . .
Остаются лишь надежды на то, что здравый смысл победит: ремонт узкоколейки начнётся и здесь. И снова, как в старые добрые времена, маленький тепловоз с зелёными вагончиками, огласив окрестности радостным гудком, отправится в путь от станции Мезмай вдоль ущелья по этой удивительной железной дороге, позволяя своим пассажирам получить массу впечатлений от проплывающих за окошком горных пейзажей, речек, водопадов. . . Быть может. . . Кто знает. . .

Фото автора.

 «« Оглавление...


Мнение авторов не всегда совпадает с мнением редакции.

Хостинг от uCoz