| ||||
Дмитрий Зиновьев (Бостон).140 ЛЕТ ГОРОДСКОМУ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТУ В РОССИИ
В 2003 г. исполнилось сто сорок лет истории городского
электротранспорта (ГЭТ) в России. 140 лет - срок немалый,
допускающий анализ и позволяющий обобщения. На приведённом ниже графике отображена динамика количества си-
стем городского наземного электротранспорта (троллейбуса
и трамвая) в России, СССР и бывших союзных республиках.
Динамика развития ГЭТ в России - это динамика роста. Естественный рост числа трамвайных систем замедлялся всего три раза: в 1917 г., в 1941 г. и в конце 1960-х гг. Первые две даты естественным образом ассоциируются с разрушительными событиями, происходившими в России. Третья дата стоит особняком. Это насыщение. 1972 г. - год "великого перелома", когда троллейбус подавил трамвай и стал доминирующим видом ГЭТ. От этого удара трамвай не оправился и вряд ли уже когда оправится. К сожалению, у меня нет данных по числу и протяжённости отдельных маршрутов, но я подозреваю, что динамика их изменения не сильно отличается от приведённой на графике. Естественный рост числа троллейбусных систем отличается прямо-таки математической плавностью. К сожалению, я не знаю точно, что нас ждёт "за поворотом": такое же насыщение, как и в случае трамваев, или резкий спад. Основываясь на анализе текущих событий, я предполагаю, что сценарий насыщения более вероятен. Интересно отметить, что третья разрушительная волна, прокатившаяся по России в 1985-98 гг., не оказала на развитие ГЭТ такого же пагубного воздействия, как две предыду- щие. Как видно из графика, обе составляющие ГЭТ замедлили темпы роста либо достигли насыщения ещё до перестройки. Гиперссылки по теме: "Городской электротранспорт в России" (Наиболее полная на данный момент статистика) "Московский трамвай" (Самый полный сайт о трамваях, как в Москве, так и за её пределами) «« Оглавление... Мнение авторов не всегда совпадает с мнением редакции. | ||||