Обратно к: » Оглавление » Другие выпуски
 Выпуск 6 » Июнь 2004 года


А. ГОРЧАКОВ (Россия). Фото автора.

ПРОМЫШЛЕННЫЕ Ж.Д. ЮГА ДОНБАССА

Совершив автопробег по маршруту Мариуполь-Новоазовск-Тельманово, я подъехал к началу железнодорожной части моего путешествия - селу Гранитному Волновахского района Донецкой области. При выезде из села на развилке автодорог стоит памятник: старый грузовик-"полуторка".
Сама же железная дорога начинается в 5 км от Гранитного, где находится камнедробильный комбинат, к которому и подходит ветка со станции Карань. Судя по внешнему виду комбината, производство стоит: большие недостроенные корпуса, не видно ни одного человека, кругом - голое поле. . .

Ст. Волноваха (северная горловина). »» 

Сам карьер находится в нескольких километрах от комбината, сырьё везут автотранспортом и после переработки отгружают по железной дороге. На окраине замечаю три железнодорожных пути, на которых стоят два тепловоза ТГМ6В: №0162 и №0155. Чтобы рассмотреть номера, пришлось подойти поближе и пообщаться с охранником. Охранник сооб- щил, что комбинат простаивает из-за реконструкции пути.
ТГМ6В-0162 на вид оказался в более приличном состоянии, чем ржавый №0155, хотя оба тепловоза - 1990 года выпуска. Напоследок я узнаю, что охранник как раз и поставлен для охраны тепловозов. Пару недель спустя я попытался сфотографировать эти тепловозы, но охранники мне не позволили: комбинат уже работал.
Далее еду на Карань, вдоль и слева от железной дороги. Проехав пару километров, я замечаю на пути тепловоз ЧМЭ3-1272 с платформой (там шёл ремонт пути). От комбината железнодорожный путь идёт по высокой насыпи, а в районе посёлка Мирный переходит по путепроводу на левую сторону автотрассы. На выезде из посёлка находится станция Урзуф с тремя примыканиями.
Я сворачиваю направо и еду вдоль подъездных путей. На карте там показана станция Янисоль, но все три пути сразу после переезда заходят на хорошо охраняемую территорию (сплошной трёхметровый забор и "колючка"). Я продолжаю ехать вдоль забора. Начинается заброшенная местность, появляются большие здания в очень плачевном состоянии, - в общем, Зона из "Сталкера". Я доезжаю до конца забора, но не нахожу ни следов продолжения дороги, ни ответвления, показанного на карте. Я так и не понял, что скрывалось за забором. По внешнему виду напоминало воинскую часть: очень много больших зданий казарменного типа, забор же был украшен надписью "Пятилетку - за один год!" и лозунгом, призывающим к бдительности при охране объектов.
Пришлось вернуться к переезду у станции (кстати, хуже дороги, чем та, я ещё не видел). На переезде продолжает работать сигнализация, но никаких следов подвижного состава как не было, так и нет. Поворачиваю дальше на Карань и еду через поле вдоль железной дороги, идущей по невысокой насыпи.
Я проезжаю посёлок Каменка (вернее, поворот на него). Через несколько километров промышленная ветка подходит к основному ходу Мариуполь-Волноваха. На этом месте на карте обозначен о. п. 3 км. На всех картах и схемах этот о. п. находится на ветке в Гранитное, но никаких следов платформы или чего-либо похожего я не обнаружил. Зато могу приоткрыть маленькую тайну: в том месте, где на карте находится этот самый о. п. 3 км, на самом деле имеется другой о. п. - Старая Карань, только не на ветке, а на главном ходу. Рядом с платформой стоит старая заброшенная казарма (похоже, с царских времён), и на ней висит табличка с названием о. п.


 «« Ст. Еленовка

Дальше линия идёт вдоль основного хода до ст. Карань (около 3 км), расположенной в посёлке Андреевка. На станции около семи путей, на которых в момент моего прибытия работали две половинки 2ТЭ116-584. Секция "А" была замечена идущей с грузовыми полувагонами на Гранитное, вторая стояла на станции.
Еду на северную горловину станции, где находятся несколько путей отстоя - видимо, для ветки Карань- Гранитное. У северной горловины я повстречал электровоз ВЛ8М-795 с грузовым составом и идущий следом за ним в северном направлении ВЛ8М-977 с тремя пустыми пассажирскими общими вагонами (служебный?). Оба электровоза принадлежат ТЧ Волноваха.

Теперь я возвращаюсь по трассе Мариуполь-Донецк и подъезжаю к посёлку Еленовка, что в 15 км от Донецка. В Еленовке расположен очень большой элеватор, на котором работает почти всё население посёлка. Зарплату им выдают. . . мукой. Вдоль трассы в любую погоду стоят десятки лю- дей с мешками и продают свою зарплату.
В посёлке мне нужно было сворачивать налево, в сторону села Степное, но на переезде через железную дорогу Мариуполь-Донецк ремонтировали дорожного полотна. По такому поводу шлагбаум был перманентно закрыт; для большей безопастности в качестве дополнительного шлагбаума поперёк дороги стоял автобус ремонтной бригады. Работы велись под приличным дождём - видимо, что-то срочное. Ждать окончания работ я не стал и поехал по посёлку в поисках другого переезда. Переезд я не нашёл, зато нашёл на подъездных путях элеватора, за забором, парочку маневровых тепловозов: ТГМ23В48 и ТГМ23Д44, принадлежащих элеватору.

Судя по карте, ближайший переезд находился южнее, у о. п. 1168 км. Еду по дороге на Угледар, вдоль которой идёт ветка на шахту "Южнодонбасская №1". Примерно через 5 км "моя" дорога пересекается с автотрассой Донецк-Угледар. Я сворачиваю на Угледар, переезжаю через переезд и удаляюсь от железной дороги, которая, кстати, неподалёку разветвляется: одна ветка идёт на "Южнодонбасскую №1", вторая - на "Южнодонбасскую №3".
Вот и одна из крупнейших шахт Донбасса, для обслуживания которой построен город Угледар!

Ст. Велико-Анадоль. »» 

Сама шахта находится в нескольких километрах от города. Перевозка шахтёров осуществляется ведомственными автобусами. Перед главным входом на шахту расположена конечная остановка автобусов, а также сквер с лавочками для отдыха и фонтан. Проехав шахту, я натыкаюсь на окончание ветки, которое представляет из себя насыпь с тупиком посередине поля.
Я въезжаю в Угледар, который представляет из себя микрорайон "девятиэтажек", вдруг вырастающий из-за бугра. Площадь города - 5 кв. км, население - 17 тысяч человек. Я объезжаю Угледар по кругу и направляюсь на север - в Курахово. Курахово знаменито электростанцией, расположенной на Кураховском водохранилище. Этот маленький городок я проезжаю за 10 минут и попадаю на плотину водохранилища. К сожалению, мост на перегоне Роя-Цукуриха находился несколько в стороне.
Плотина длиной полтора километра представляет из себя автодорогу и ограждённую пешеходную зону; везде, где можно, добавлены "сталинские" элементы дизайна. На северном конце плотины есть даже автобусная остановка. Железнодорожный мост почему-то пересекает водохранилище под углом, приближаясь к плотине.
На северном берегу водохранилища мною был обнаружен безымянный остановочный пункт (его названия я не нашёл ни на одной схеме). Дальше мой путь лежал в Докучаевск. Своё исследование Докучавского ППЖТ я начал со станции Велико-Анадоль. На станции на манёврах работал тепловоз ЧМЭ3-7361 приписки ТЧ Волноваха.


 «« О. п. Ребриково на ветке Кутейниково-Каракуба

К востоку от Велико-Анадоли, на пути к Докучаевску, начинаются бесконечные карьеры и прикарьерные посёлки. Я возвращаюсь на автодорогу Мариуполь-Донецк и по ней еду до Еленовки. Перед Еленовкой - путепровод и развязка под железной дорогой Еленовка-Докучаевск. Я спускаюсь вниз и еду вдоль железнодорожного полотна в Докучаевск. Обращаю внимание на то, что железная дорога электрифицированная и двухпутная, но второй путь на деревянных шпалах имеет очень заброшенный вид (столбы с "паутиной" стоят на обоих путях). По пути мне попадается тепловоз ТЭМ2У-9349 с краном ДГК-4596 и платформами: там идёт ремонт полотна.

Под конец пути я посетил Комсомольское рудоуправление. Ветка к нему оказалась разобранной - остались одни железобетонные шпалы.

 «« Оглавление...


Мнение авторов не всегда совпадает с мнением редакции.

Хостинг от uCoz