Обратно к: » Оглавление » Другие выпуски
 Выпуск 5 » Август 2003 года


А. ЗАРУЧЕЙСКИЙ (Россия)

ЛОВОЗЕРСКОЕ САФАРИ

Был у нас с супругой такой случай. В августе 2000 года мы пошли в поход по горному массиву "Ловозёрские тундры", что на Кольском полуострове. Из-за погоды проторчали в центре горного массива несколько дней и, когда "распогодилось", решили "рвать когти". Замысел был таков: выбираемся к Умбозёру, а там - как повезет: либо, при хорошей погоде, пойдем пешком, собирая всякую ягоду, либо на чем-нибудь доедем. Дело в том, что между озером Умбозёро и горным массивом проложена железная дорога к комбинату в городе Ревда. Параллельно этой железной дороге идет автоколея. К тому времени, когда стемнело, мы вышли на другую сторону горного массива и "ссыпались" вниз, по тропам, еле различимым в темноте (поутру оказавшимся звериными).

Тепловоз ТЭМ2 номер 7840 на станции Титан. »» 

Утром шел дождь и не было видно даже того места, с которого мы "упали". Из-за отсутствия нормальных троп пошли по тому, что было.Так мы двигались примерно три часа и прошли столько же в километрах, собрав при этом на себя почти всю воду, вылившуюся с неба на местную тайгу. Наелись ягоды и натерпелись всяких страхов, поскольку половину ягоды до нас съел "косолапый" далеко не детского возраста (о чем говорила заботливо оставленная им куча…).
На исходе третьего часа блужданий мы, как в фильмах про партизан, в очередной раз раздвигая ветки деревьев, вместо бурелома увидели мост! Сначала автомобильный, чуть далее - железнодорожный. Радости нашей было не описать! Тут же была съедена и запита "зюкой" припасенная шоколадка. После отдыха, точнее, неравной битвы с комарами, мы отправились в сторону Ревды. Сначала шли по путям, что со здавало известные трудности с шагом, поэтому вскоре перешли на "автодорогу". Но и по ней нам не суждено было пройти много, поскольку до ушей долетел свисток чего-то. В организме сразу откуда-то появились силы, и мы рванули обратно на пути.

Вылезли. Смотрим - из-за поворота вылетает тепловоз. Я подал известный знак рукой, согласно ИСИ. Тепловоз затормозил.
Это был весьма старый, потрепанного вида ТЭМ с весьма большим номером. Покуда он тормозил, мы предвкушали тихую спокойную беседу с бригадой под стук колес и рычанье дизеля. Куда там! В тесной кабине, кроме бригады, было еще трое сидевших и двое стоявших с полными ягоды баулами. На площадке сзади по ходу движения также прогуливались какие-то личности. В общем, рюкзаки некуда было поставить (разве что подвесить). Пришлось их привязать на передней площадке.
Первое, что бросилось в глаза в кабине - это отсутствие скоростомера. Удивил и помощник. Вид у него был, как у ковбоя из какого-нибудь "вестерна". Сидел он в позе "ноги выше головы", задрав на пульт "псевдоковбойские" сапожки на огроменном каблуке.
Чуть позже он достал, собрал и стал заряжать ружье. Некоторое время мы ехали в кабине. Потом вылезли на площадку, хотя были мокрые до нитки. С площадки все же приятней смотреть на окружающий пейзаж: горы и тундру. Тепловоз летел со скоростью примерно километров 50-60 в час, по дороге собирая всех, кто попадался (видимо, это были "свои"). Так ехали достаточно долго. И тут на одной из остановок помощник из окна крикнул мне, чтобы я не высовывался, а не то он меня пристрелит. Я сначала не понял, за что - вроде бы мы никого не обидели, и причин для гнева не было.

А тепловоз тем временем как-то медленно ползет, непривычно медленно… Так стоим, смотрим и вдруг видим, что прямо из под колес нехотя побежали куропатки. В этот момент раздался первый, а потом и второй выстрел. Тут уж куропатки не побежали, а полетели и приземлились в соседнем с железной дорогой болоте, спрятавшись за кустами. Тепловоз мигом затормозил. Из кабины буквально "рыбкой" вынырнул помощник и в ботинках на приличном каблуке с двухстволкой наперевес побежал по болоту в сторону куропаток. На большее, чем метров на 10, у него энтузиазма не хватило, и, выпустив в сторону птицы пару зарядов, со словами "не так много там мяса, чтоб ноги бить", он вскарабкался на тепловоз. Наконец-то стало понятно, чего он хотел сказать!
Скоро я, стоя на площадке, окончательно задубел (еще бы - в мокром состоянии на скорости простоять 40 минут!). Пришлось залезть в кабину. Там нас отогрели чаем, а то суставы уже сводило. Народ хвалился выручкой - на одной из станций был приемный пункт ягод.
Довольно быстро наш тепловоз подъехал к станции Титан. Сама станция является стыковой между двумя комбинатами и МПС. Слезли с тепловоза. Народ, что ехал, пошел в дежурку, а мы принялись рассматривать то, на чем ехали.

Это был то ли ТЭМ1, то ли ТЭМ2: глушителя нет, буферные фонари, как у ТЭМ1. На капоте - огромная надпись: АО "СЕВРЕДМЕТ", а на кабине - "Ок. ж. д.". По кабине вроде бы ТЭМ2-7840. На раме тот же номер. В общем, снял я его на память, как и еще пару машин комбината, стоявших на соседних путях.
Покончив со съемкой, мы вырулили на автодорогу и пошли к автобусной остановке. Минут через десять со стороны домика дежурного вышла процессия из примерно пятнадцати человек. Все приехали на этом тепловозе. Локомотивная бригада была с ними. У помощника в руке болтались приличная связка добытых куропаток.
Подъехавший автобус, принадлежавший ОАО "Апатит", развозил работников железнодорожного цеха, а посему с нас содрали по 5 рублей. Мы не сильно обиделись, поскольку годом ранее из Кировска выехали за 50 р. в Апатиты, а тут за день скосить около 80 км (70 до Титана и около 10 до Апатит), да еще за всего 5 рублей!
А поскольку автобус развозил "своих", то получилась своего рода экскурсия: электровозное депо комбината "Апатит" и город Апатиты и его окрестности. Прийдя на вокзал в Апатитах, мы первым делом "грохнули" чая и переоделись. На улице все так же лило.

На этом наш бурный день завершился. Можно сказать, что сильно повезло. За три часа ходьбы мы прошли всего около трех километров, но потом за два с половиной махнули 80, да еще с такими приключениями.
Как стало понятно из разговоров в тепловозе, а потом и в автобусе, бригаде нужно было в Ревду закинуть пару вагонов и вернуться обратно, а была суббота. Железнодорожный цех комбината маленький, сам комбинат - это вам тоже не ОАО "Апатит", и зарплаты там невысокие. Вот народ и решил подработать на сборе ягод.
А куропатки, оказывается, ближе к осени специально выползают на путь, чтобы вдоволь наклеваться всяких камушков, которые им необходимы для пищеварения. А поскольку они там действительно непуганые (их можно почти пинать ногами), то для охоты сплошное раздолье.
Вот так можно просто пойти в горы отдохнуть, а если с погодой не повезет, то получить такого вот рода "компенсацию морального ущерба".

 «« Оглавление...


Мнение авторов не всегда совпадает с мнением редакции.

Хостинг от uCoz