Обратно к: » Оглавление » Другие выпуски
 Выпуск 3 » Июль 2001 года


ИНТЕРВЬЮ
директора Центрального музея железнодорожного транспорта Галины Петровны Закревской журналу "Семафор"

Справка Семафора
Галина Петровна Закревская - директор Центрального музея железнодорожного транспорта МПС России, заслуженный работник культуры РСФСР (1985 год), почётный железнодорожник (1989 год), лауреат памятной медали А.А.Бетанкура.
Родилась 20 января 1937 года в Ленинграде. Замужем. В 1956-1958 годах - в Октябрьском РК КПСС, технический секретарь; в 1958-1965 годах - лаборант в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ). Окончила ЛИИЖТ в 1963 году, с 1965 года - в Музее железнодорожного транспорта: заведующая сектором, заместитель директора, бессменный директор музея с 1974 года. В течение долгого времени была заместителем, а затем заместителем председателя научно-методического совета по работе вузовских музеев Петербурга.

Семафор
Галина Петровна, как Вы в целом охарактеризовали бы нынешнюю ситуацию с железнодорожным музейным делом?

Галина Петровна Закревская
Среди всех изменений в музейном деле на железных дорогах, происшедших за последние лет десять, я бы выделила изменение ориентации дорожных музеев с сугубо политико-воспитательной на техническую, профориентационную и технико-воспитательную. При дорожных музеях активно создаются площадки с натурными образцами техники, во многих депо и других железнодорожных предприятиях комнаты трудовой и боевой славы преобразовываются в музеи истории предприятий, в том числе и железнодорожной техники. Надо отметить, что последних по сети дорог около двухсот пятидесяти.

Но нельзя при создании музеев увлекаться только технической стороной. Сейчас во многом утрачены воспитательные традиции, и необходимо эту нишу заполнить, особо уделить внимание вопросам профориентации. На железных дорогах, например, всегда были сильны традиции семейных династий, и это необходимо отражать в экспозициях. При создании же музеев и площадок натурных образцов не следует мельчить - ситуация, когда в одном или двух близко расположенных городах есть несколько больших музеев или несколько площадок абсолютно ненормальна!
В то же время, в таком городе как Москва, практически нет ни одного общедоступного железнодорожного музея. К счастью, эта ситуация скоро будет исправлена - такой музей создаётся на Казанском вокзале (музей истории Московской железной дороги).
Если же говорить о более глобальных изменениях, то необходимо отметить образование Ассоциации технических музеев России. Головным в этой Ассоциации является московский Политехнический музей, он осуществляет научно-методическое руководство музеями, входящими в Ассоциацию. Наш музей стал головной организацией по музеям железнодорожного транспорта.

Семафор
Можно уточнить Ваше мнение относительно возникших за последнее время площадок натурных образцов?

Галина Петровна Закревская
В целом - это хорошее явление. Хорошее, прежде всего тогда, когда такая площадка создаётся на основе или как филиал уже функционирующего дорожного музея. Тогда получается достаточно интересное для посетителя сочетание музея и выставки техники. Площадка же может являться не только выставкой, но и учебным центром и местом для проведения массовых мероприятий.
Тут уместно упомянуть площадку, в Калининграде, открывшуюся в мае прошлого года. Расположена она очень удобно - совсем рядом с Южным вокзалом. Может быть, на ней не так много экспонатов (паровозы Л-0282, ТЭ-4564, пассажирские и грузовые вагоны), но есть своя "изюминка" - коллекция рельсов. На основе этой коллекции проводятся занятия с железнодорожниками области. Сама площадка достаточно просторна и очень хорошо благоустроена - на ней возможно проводить какие-либо общегородские мероприятия, что, несомненно, вызовет рост интереса к железной дороге. Особенно приятно, что калининградцы смогли организовать площадку, благоустроить её, собрать экспонаты всего за полгода!
Отрадно отметить и продолжающуюся работу по формированию экспозиции в Новосибирске. На сегодняшний день там собрано около 60 локомотивов, музей уже открыт, планируется довести их число до 100. Если там сумеют организовать работу на серьёзной научной основе - это будет очень интересный музей. Я уверена, что так оно и будет.

Семафор
Создатели таких площадок руководствуются при подборе экспонатов каким-либо одним из двух принципов: "собрать все, что попадётся" и "собрать только самое ценное". А каков подход к этому в Вашем музее?

Галина Петровна Закревская
Да, действительно, многие музеи пытаются "затащить" к себе всё, что попалось в процессе поиска. Примеров таких музеев немало (есть такой и в Санкт-Петербурге). Я же считаю, что нужен немного другой подход. Необходимо собирать в первую очередь тот подвижной состав, ту технику, которые стали в своем роде этапными, характеризующими какие-то новые решения или какой-то новый этап развития железнодорожного транспорта. В этом плане очень трудно стало разбираться с паровозами, например. Настоящих специалистов-"паровозников", знающих не только годы и объёмы выпуска и номера паровозов, но и технические особенности почти каждой серии машин, практически не осталось. Отрадно, что один из таких "паровозников" - Борис Вячеславович Януш – был сотрудником нашего музея, а теперь официально является консультантом нашего музея. Вот такова моя позиция, но, конечно, если площади позволяют, то можно хранить и остальные, не столь выдающиеся, локомотивы, вагоны и другую технику.

Семафор
Возвращаясь к ранее упомянутым деповским музеям. Сейчас идет очень активный процесс реструктуризации железнодорожной отрасли, сопровождающийся закрытием депо и других предприятий. Что происходит с экспонатами музеев закрывающихся предприятий?

Галина Петровна Закревская
При нашем музее создаётся информационный банк данных по памятникам железнодорожной науки и техники. Кроме того, имеется перечень всех музеев, изданный в 1998 году. В настоящее время мы проводим уточнение, вносим изменения в него и постараемся издать перечень вновь в 2002 году. Мы стараемся отслеживать состояние всех музеев и, в случае ликвидации музея, как-то пристраивать наиболее интересные экспонаты. ЦМЖТ вместить все не в силах, а вот головные дорожные музеи вполне могут взять в свои фонды уникальные предметы, документы и другое.
Ситуация осложняется тем, что часто музеями на линии занимаются не профессиональные музейщики, а люди зачастую далекие не только от музейного дела, но и от железной дороги, они часто не в состоянии грамотно описать фонды музея. Поэтому иногда просто невозможно определить степень уникальности того или иного экспоната.

Семафор
А что нового на площадке ЦМЖТ в Лебяжьем? Есть новые поступления?

Галина Петровна Закревская
Существенных изменений в номенклатуре экспонатов за последнее время не происходило. Разве что поступил на хранение паровоз П36-0249 из Бабаево в связи с закрытием там депо, да некоторые паровозы переданы временно на хранение и для экспозиции в Шушары.

Семафор
Какие работы проводятся в Лебяжьем по сохранению экспонатов?

Галина Петровна Закревская
Для начала, хочу сказать, что наша площадка натурных образцов подвижного состава начала создаваться по указанию МПС ещё в 70-х годах, это было первое такого рода собрание в стране. В те годы, имея солидную поддержку Министерства, мы смогли реставрировать многие экспонаты.
В последние время провести серьезные реставрационные работы не представляется возможным, но, благодаря начальнику базы запаса Витебского отделения Октябрьской ж.д. (на территории которой собственно и располагается площадка ЦМЖТ), проводятся необходимые профилактические работы.
Хотелось бы отметить, что ЦМЖТ всегда рад принять помощь от энтузиастов в работе по сохранению экспонатов, но энтузиасты эти должны быть действительно честными и порядочными людьми, всерьёз, а не на словах озабоченные судьбой уникальной техники, собранной на площадке. К сожалению, бывали случаи, когда среди помощников оказывались люди, которые были бы не прочь унести что-нибудь "на память". Конечно, денег в Лебяжьем не заработаешь, но - чудесный сосновый лес, Финский залив, а главное - возможность узнать технику не по книжкам и фотографиям, а "в живую", пообщаться с единомышленниками - что может быть лучше для истинных любителей!

Семафор
Актуальный вопрос для многих - доступность площадки ЦМЖТ.

Галина Петровна Закревская
Пожалуйста, мы всегда можем организовать экскурсии для групп, а то и разрешить посещение отдельным желающим. Другой вопрос - всегда ли необходимо этим желающим посещение площадки? Среди таких людей попадается немало любителей "сувениров" или любителей заработать на музее деньги. Был случай, когда человека допустили на площадку, он сфотографировал экспонаты, а теперь, абсолютно без согласования с музеем, занимается продажей фотографий музейных экспонатов как своей собственности! Нашлись и такие, которые наладили (опять-таки, без ведома музея) продажу фотографий и за границу.
Так что иногда мы и рады, что Лебяжье находится в закрытой зоне, охраняется не только сторожами базы запаса, но и погранвойсками.
Чтобы попасть в Лебяжье, необходимо просто обратиться в ЦМЖТ и оставить свои паспортные данные для оформления пропуска в Управлении пограничных войск. Мы формируем группы, организованно выезжаем в Лебяжье и проводим экскурсию по площадке. Поездка занимает почти весь день. В минувшее лето совершено не менее пяти таких "вылазок".

Семафор
Галина Петровна, может быть Вы позволите нашим читателям "из первых" рук получить информацию о составе экспозиции в Лебяжьем?.

Галина Петровна Закревская
Мы не делаем из этого особой тайны! Но считаю, что пока привлекать особое внимание к этому перечню рано, тем более, что сейчас заключается договор на передачу (временно) некоторых электровозов в музей Октябрьской дороги.

Семафор
Будут ли какие-либо решения о перемещении натурных образцов из Лебяжьего в более удобное для посещения место? Как решается вопрос с организацией экспозиции на Варшавском вокзале?

Галина Петровна Закревская
Одним из возможных решений стало бы объединение экспозиций нашего музея и Музея железнодорожной техники имени В.В.Чубарова (филиал ЦМОЖД). Несколько наших экспонатов уже выставлено в Шушарах, но существует немало внутриведомственных проблем. Обсуждение же ситуации с Варшавским вокзалом продолжается, есть определённые положительные изменения в этом плане.

Семафор
Проходила информация, что Варшавский вокзал отдан городом галерее современного искусства…

Галина Петровна Закревская
На Варшавском вокзале достаточно площадей, чтобы разместить и музейную экспозицию железнодорожной направленности, и галерею современного искусства. Если их разнести в разные крылья здания, они абсолютно не будут друг другу мешать. Мы предложили ещё в 1988 году такой проект организации музейного комплекса, включая размещение образцов локомотивов, который не будет препятствием планам города по прокладке рядом со зданием вокзала продолжения Новоизмайловского проспекта до Обводного канала, и решение об этом было принято Ленгорисполкомом. А сегодня, я считаю, что там надо организовать музейно-культурный коммерческий центр, чтобы петербуржцы и гости города могли провести приятно и познавательно день отдыха.

Семафор
И ещё немного о музейных делах вообще. Что-нибудь слышно о музеях на территориях бывших советских республик?

Галина Петровна Закревская
Информация об этих музеях у нас небогатая, но некоторые музеи устанавливают с нами контакты, приезжают перенимать опыт. К нам приезжали, например, из Белоруссии. Общались с нами рижане, приглашали в гости. Пока дело до каких-либо совместных экспозиций не доходило, но кто знает… Ничего, к сожалению, неизвестно в последние годы об очень интересном музее в Ташкенте. Это, кстати, был второй, после ЦМЖТ, музей в СССР, который начал собирать образцы железнодорожного подвижного состава и где был открыт музей натурной техники.

Семафор
А музеи дальнего зарубежья?

Галина Петровна Закревская
Наш музей является членом FEDECRAIL и в рамках этой ассоциации проводятся некоторые мероприятия, в том числе по изучению зарубежного опыта по организации и управлению (менеджменту) музейным делом. Изучаются варианты экспозиций и в этом плане, например, интересным оказался музей на старом вокзале в Мадриде. Хорошие отношения с англичанами. В 1999 году мы организовали выставку в нашем музее по историческим железным дорогам Великобритании. В этих мероприятиях активно участвовал и ЦМОЖД. Наш музей, как один из старейших железнодорожных музеев в мире, вызывает большой интерес у зарубежных историков транспорта и любителей. Через Международный Комитет Музеев (ICoM), членами которого мы являемся, мы устанавливаем контакты, обмениваемся информацией по музейным вопросам.

Семафор
Какие выставки планирует провести ЦМЖТ в наступившем году?

Галина Петровна Закревская
Это традиционная выставка масштабных моделей (во время школьных весенних каникул) (этот номер верстался как раз во время проведения выставки, рассказ о ней - в других номерах журнала — А.Кондаков) , выставки, посвящённые столетию Транссиба (имеется в виду Транссиб через КВЖД) и 150-летию Николаевской дороги (Санкт-Петербург - Москва), а также выставки, посвященные 150-летию со дня рождения русского ученого железнодорожного транспорта Я.Гордиенко и 200-летию со дня рождения английского паровозостроителя Т.Стефенсона. О сроках пока точно сказать нельзя, но последняя из упомянутых выставок будет открыта либо ко дню железнодорожника, либо непосредственно к дате юбилея - 1 ноября. Есть ещё интересные идеи относительно выставок, но с ними пока не всё ясно. Кроме таких больших, тематических выставок будут и небольшие экспозиции (в несколько стендов). Например, в одной из них, посвящённой деятельности Бориса Семёновича Якоби, будут выставлены два отреставрированных до действующего состояния телеграфных аппарата его конструкции. Это подлинные аппараты, которые использовались в середине XIX века для организации связи между Императорской резиденцией в Зимнем дворце и МПС, располагавшимся в Юсуповском дворце на Фонтанке. Так что, заходите!

Семафор
Галина Петровна, большое спасибо за такой подробный и интересный рассказ! Читатели "Семафора" несомненно узнают благодаря Вам много нового и интересного.

А.Кондаков, И.Копайсов
Санкт-Петербург, ЦМЖТ,
28 января 2001 года

На снимках: Галина Петровна Закревская, в залах музея.

 «« Оглавление...


Мнение авторов не всегда совпадает с мнением редакции.

Хостинг от uCoz