Обратно к: » Оглавление » Другие выпуски
 Выпуск 2 » Февраль 2001 года


Дмитрий ЗИНОВЬЕВ (Лонг-Айленд, США)

ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ КАЗАХСТАНА

 «« План Турксиба (кликните по картинке для увеличения)

Поезда в этих краях
шли с запада на восток
и с востока на запад.
Ч. Айтматов

«…Чтобы ты, малыш, уснул, на домбре поет Джамбул…» В моей раскалённой, раскалывающейся от боли голове мельтешит пожелтевшая страничка из довоенного учебника литературы со стихами казахского акына. Я лежу на третьей, багажной полке общего вагона пассажирского поезда Иркутск - Ташкент и перевариваю полпачки аспирина и полбанки полусырой консервированной перловой каши, которую меня заставил съесть Мишка Романов… Сам Мишка где-то внизу, в полутьме вагона, леденящим душу отсутствием голоса завывает: «Jamaica, Jamaica!…» Какая нам, москвичам, разница: Ямайка или Джамбул? Я, рядовой Советской Армии Дмитрий Зиновьев, еду в Джамбул. Так началось моё знакомство с железными дорогами Казахстана. Так началось моё знакомство с Турксибом.
Впоследствии мне довелось проехать по большинству магистральных линий тогда ещё Казахской ССР: по бывшей Ташкентской ж. д. от Арыся до Оренбурга; по Средне-Сибирской и Карагандинской дорогам от Кургана до Петропавловска и далее через Караганду до Берлика; от Илецка до Озинок; и даже от Рыбачьего до Бишкека! (правда, Бишкек тогда ещё назывался Фрунзе, а Рыбачье уже стало Иссык-Кулем). Каждое путешествие заслуживает отдельного повествования. Но серебристое ожерелье Казахстана - Турксиб - не давало мне покоя и преследовало до тех пор, пока в 1991 году я не проехал по последнему неизведанному участку, от Барнаула до Алма-Аты.
Неизвестный Турксиб
Туркестано-Сибирской железной дороге не повезло... Всю историю своего существования она находилась в тени своего именитого родственника - Транссибирской магистрали, Транссиба. Турксиб построили на 15 лет позже Транссиба. Его протяжённость в шесть раз меньше (если, конечно, считать Транссибом магистраль от Москвы до Владивостока). По Турксибу проходит на порядок меньше пассажирских поездов, да и туристы - редкие гости в степях Центральной Азии... Цель данного рассказа -- восстановить историческую справедливость и поведать вам о Неизвестном Турксибе.
История Турксиба
Картина А. Кастеева «Турксиб» »» 

Идея постройки железнодорожной линии, которая связала бы Туркестан, Семиречье и Сибирь, родилась ещё в 1887 году. Предполагалось, что линия усилит военное присутствие России в пограничном с Китаем регионе, а также существенно упростит вывоз хлопка из Туркестана в Сибирь и дешёвого семиреченского и cибирского зерна - в Туркестан. Рассматривались разные варианты трассы (например, Омск - Кулунда - Семипалатинск и далее), но в конце концов межминистерский комитет постановил в 1906 г. выделить деньги на строительство линии Барнаул - Семипалатинск - Верный (ныне Алма-Ата) - Луговая - Арысь. Участок Барнаул - Семипалатинск был сдан во временную эксплуатацию в 1913 г. (в постоянную - в 1916 г.), а Арысь - Луговая - Пишпек (ныне Бишкек) - уже после октябрьской революции, в 1924 году. Оставалось соединить Луговую и Семипалатинск...
Туркестано-Сибирская железная дорога, выполнившая эту миссию, стала одной из самых известных строек первой пятилетки.
Решение о строительстве Турксиба было принято на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) в 1926 году (по другим данным - в 1924 г.) Возможно, в те годы перевозки хлопка и зерна были уже не так актуальны: недаром даже официально одной из задач, которую призвана была решить постройка Турксиба, называлось «предотвращение проникновения западноевропейского капитализма в Синцзян».
1451 километр рельсовой колеи был проложен через горные реки, скалистые хребты Джунгарского Алатау, раскалённые пески. Укладка первого звена трассы от станции Семипалатинск была начата 15 сентября 1927 года, с другого конца от станции Луговая - 19 ноября того же года. За ходом строительства наблюдал член политсовета Среднеазиатского военного округа Мрачковский, репрессированный в 1936 году по обвинению в саботаже того самого строительства. «Серебряный» костыль на месте стыковки рельсов - станции Айна-Булак - был забит 28 апреля 1930 года (по другим данным - 25 апреля или 1 мая), на 8 месяцев раньше срока. Первый поезд пришел в Алма-Ату 19 июля 1929 г., а в постоянную эксплуатацию дорога была принята 31 декабря 1930 г. Строительство магистрали обошлось в 203,5 млн. рублей в ценах 1930 года - 141 тыс. рублей за километр.

 «« Станция Алматы, 1939 год

В первые годы существования Турксиба грузовые перевозки по нему удваивались каждые пять лет. Этому способствовал небывалый грузопоток, создаваемый знаменитым Урало-Кузнецким комбинатом. Впоследствии, в годы Великой Отечественной войны, перевозки по Турксибу упали почти в полтора раза (с 8,7 млн. тонн в 1940 году до 5,9 млн. тонн в 1945 году). Тем не менее, жизнь продолжалась, и в 1943 году была построена ветка Коксу - Талды-Курган (областной центр, город) с ответвлением на посёлок Текели.
В 1953 году до станции Берлик дотянулась железная дорога с севера - из Караганды. Таким образом Турксиб оказался кратчайшим путём связан со Средне-Сибирской железной дорогой.
В 1958 году административно независимая до того времени Туркестано-Сибирская ж. д. была объединена с Карагандинской ж. д. в Казахскую ж. д. В 1960 году была открыта ветка от ст. Актогай до советско-китайской границы, до станции Дружба (ныне Достык). Однако дружба с Китаем вскоре осталась позади, и ветка вместо того, чтобы соединить две великих державы, стала стратегическим коридором для перебрасывания войск к границе. Войны удалось избежать, а железная дорога через некоторое время была продлена в 1985 году на запад до ст. Саяк и на восток до китайского города Урумчи и стала звеном будущей трансазиатской железной дороги, о которой я ещё упомяну.
В 1971 г. из Казахской ж. д. была выделена Алма-Атинская ж. д. - прямая наследница Турксиба, которая просуществовала до 1996 г., когда все ж. д. независимого Казахстана были объединены в государственное унитарное предприятие «Казакстан Темир Жолы» (КТЖ).

Новая форма казахстанских железнодорожниц (фото А. Саугабаева) »» 

География Турксиба
А теперь давайте представим себя пассажирами одного из немногочисленных турксибовских поездов (185, 199 или 941) и познакомимся с городами и посёлками Турксиба поближе!
Семипалатинск
Современное название этого города -- Семей (кстати, следующая за Семипалатинском станция так и называется - Жана-Семей, что в переводе с казахского значит «Новый Семипалатинск»). Семипалатинск - официальное начало Турксиба. В городе проживают 293 тыс. жителей. Более всего город печально знаменит расположенными неподалёку в степях ядерными полигонами. Менее - местом ссылки Ф. М. Достоевского и отравленным сточными водами Иртышом. Ещё менее - православным собором на правом берегу реки и заброшенной детской железной дорогой... Если ехать с севера, то сразу за городом кончаются сосновые леса и начинается степь.
Станция Жана-Семей в железнодорожном плане интересна тем, что от неё отходит ветка на Конечную - на те самые полигоны. В 1998 году силами КТЖ от Конечной было начато строительство соединительной линии на Аксу (быв. Ермак). Линия Аксу - Конечная, прозванная в прессе «казахстанским Турксибом» (а просто Турксиб - он что, не казахстанский???), позволит связать Южно-Сибирский и Семипалатинский ходы, минуя территорию России.
Чарская
Город Шар, раньше назывался Чарск, 9,5 тыс. жителей. Отсюда родом когда-то популярный исполнитель, «на-наец» Бари Алибасов, в честь которого в городе названа улица. Но нам гораздо интереснее то, что в Чарской возьмёт начало ещё одна ветка-новостройка - на северо-восток, на Защиту. И назначение у ветки такое же - позволить поездам, следующим в Усть-Каменогорск и Лениногорск, обойти стороной Россию.
Аягуз
Город Аягоз (бывший Сергиополь), 35 тыс. жителей, основан в 1831 г. на одноимённой реке, первый русский опорный пункт в Семиречье. В конце 80-х годов был соединён ежедневным пригородным поездом с Актогаем. Надо отметить, что пригородные поезда вообще не типичны для Казахстана. Пригородное сообщение более или менее развито в широтном направлении от Петропавловска и по Карагандинскому узлу. Даже Алматы, бывшая столица, в своё время удостоилась всего лишь пяти пар пригородных поездов в сутки!
Актогай
Крупный транспортный узел, пересечение Турксиба с линией Моинты - Балхаш - Актогай - Дружба - Урумчи (Китай). Имелся уже упомянутый пригородный поезд на север, в Аягуз, и на юг, в Уш-Тобе. Участок Турксиба от Луговой до Актогая (и далее до Дружбы) является частью амбициозного проекта TRACECА, направленного на создание прямого транспортного коридора между Европой и Азией.

 «« Паровоз Эш-4161 в депо Жамбыл

Уш-Тобе
Город Уш-Тобе, 40 тыс. жителей. «Уш-Тобе» в переводе с казахского значит «Три Холма», и это название местность заслужила неспроста: перед Уш-Тобе, в районе станции Мулалы, поезд начинает забираться в предгорья Джунгарского Алатау. Говорят, что по проекту магистраль должна была пройти через мазар (мавзолей) здешнего аулие (святого) Балпык би. Комиссары заставляли рабочих выводить путь точно на могилу, но за ночь, несмотря на вооружённую охрану, отстроенное полотно разрушала неведомая сила, а на строителей к утру наваливалась непонятная хворь. Строители вынуждены были отступить от проекта. Склеп святого Балпык би оказался у самой насыпи, и все машинисты с той давней поры здесь обязательно тормозят: ехать мимо святого места можно только очень медленно!
Именно в Уш-Тобе в далёком 1988 году мне пришлось грузить на железнодорожные платформы станцию космической связи - N «Уралов» и один «ЗиЛ». А потом к платформам прицепили сзади «теплушку», спереди - 2ТЭ10-что-то, и повезли нас на юг. Именно тогда, уломав сурового майора и не менее сурового машиниста, я впервые пробрался в кабину тепловоза. К концу путешествия я был - вопреки всем инструкциям! - даже допущен до контроллера, но это - потом, а сейчас вернёмся к Турксибу.
Айна-Булак
Айна-Булак - «Хрустальный Ручей». На этой станции весной 1930 года был забит «серебряный костыль» Турксиба. Церемония смычки красочно описана в «Золотом телёнке» И. Ильфа и Е. Петрова, к которым я вас и отсылаю за подробностями. Появляются первые горы. На одной из скал прикреплена табличка, извещающая, что здесь погиб альпинист А. И. Медведев. Внимательный путешественник, конечно, обратит внимание ещё и на то, как проводники опустошают мусорные ящики путём простого опрокидывания их в окно. А также оценит колодцы с ветряным приводом. Но более ничего примечательного в Айна-Булаке не имеется.
Сары-Озек
Сары-Озек - «Жёлтый Песок». От станции Дала к Сары-Озеку дорога карабкается в горы по серпантину. Название этого поселка зазвучало в советской и мировой прессе в конце 80-х годов: именно в Сары-Озеке находилась площадка по уничтожению советских баллистических ракет.
Капчагай
Город Капчагай (бывший Или, население 40 тыс. жителей) находится на берегу Капчагайского водохранилища на реке Или. Водохранилище - излюбленное место отдыха алматинцев, куда они добираются автобусами либо на пригородном поезде, ведомом запылённым ЧМЭ3. Водохранилище - источник дешёвой электроэнергии, а сам Капчагай, как нетрудно догадаться, город энергетиков.
Или не похожа на своих семиреченских сестер. Она широкая, полноводная, с заросшими камышом заболоченными берегами. Зарождаясь в китайской Джунгарии, река несёт в своих водах тонны ила - не потому ли она называется Или?
С Капчагаем связана одна из самых любопытных турксибовских историй. В начале 30-х годов руководство ВКП(б) решило, что новый социалистический Казахстан срочно нуждается в новой столице. Необходимо отметить, что к тому времени Казахская СССР сменила уже три столицы: Оренбург, Кзыл-Орду и Алма-Ату. Место для четвёртой столицы было выбрано на пересечении реки Или и трассы Турксиба (точнее, немного к западу). Название нового города - Казахстан - отличалось не столько оригинальностью, сколько претенциозностью: строители социализма явно претендовали на славу древней казахской столицы, города Туркестан. Как и было положено в те годы, решения партии начали стремительно воплощаться в жизнь. Был развёрнут и в кратчайшие сроки заселён «спецконтингентом» лагерь, построен Дворец культуры и даже железнодорожный вокзал. А вот рельсы подвести не успели: у партии нашлись более неотложные задачи, и строительство пришлось свернуть. Так и остался стоять посреди степи малюсенький посёлочек Казахстан с железнодорожным вокзалом, но без железной дороги.
А ведь есть что-то притягательное в Капчагае! Недаром руководство независимого Казахстана планирует расположить здесь новый международный аэропорт стоимостью около 400 млн. долларов США, который будет соединён с теперь уже бывшей столицей Алматы монорельсовой дорогой. Дай Бог, чтобы на этот раз удалось!
Алматы
Алматы (он же Алма-Ата, он же казачья станица Верный) - «Отец Яблок», бывшая столица Казахстана, город с населением более миллиона человек. Именно строительству Турксиба обязана она своим столичным статусом.

Вечерний Алматы (фото А. Саугабаева) »» 

Алматы - жемчужина Семиречья. С юга она касается предгорий Заилийского Алатау, с севера её поджимают пески долины Или. В Алматы есть трамваи (к сожалению, этот вид транспорта находится здесь на грани вырождения), троллейбусы и заброшенная детская железная дорога. Когда-то функционировала канатная дорога от бывшего проспекта Ленина к телевышке. С конца 80-х годов в городе строится метро. Насколько мне известно, все 6 станций и перегоны уже готовы. К сожалению, в последнее время стройка законсервирована. Подступающие грунтовые воды грозят затопить туннели и вызвать провалы грунта, но денег на продолжение строительства у города нет, несмотря на то, что президент Н. Назарбаев неоднократно обещал поддержать метростроевцев.
В Алматы две железнодорожных станции: Алматы-1 и Алматы-2. Алматы-1 построена непосредственно на Турксибе. Она проточного типа, на ней останавливаются все поезда, проходящие по трассе. Отсюда же отправляются немногочисленные пригородные поезда. Станция находится довольно далеко от центра города. От неё на юг к центру ведет 9-километровая однопутная ветка до тупиковой станции Алматы-2. Когда-то на этой ветке имелись два промежуточных остановочных пункта - Элеватор и Роща. От Алматы-2 отправляются все поезда, для которых бывшая столица является начальным пунктом маршрута.

 «« Наскальная живопись Майбулакского ущелья

Узун-Агач
Узун-Агач - по-казахски «Тополь». От станции до самого райцентра, посёлка Узун-Агач, еще около десяти километров, что лишний раз заставляет задуматься об осмысленности выбора трассы Турксиба. Узун-Агач - первая электрифицированная станция, которая встречается путешественнику, следующему от Алматы на запад. Несмотря на это, поезда продолжают свой путь под тепловозной тягой, так как ближайшее электровозное оборотное депо находится в Отаре, а до Алматы контактную подвеску никак не могут дотянуть по той же причине, что и закончить строительство метро в Алматы. Перспективы дальнейшей электрофикации Турксиба весьма туманные...
Поблизости находится уютное Майбулакское ущелье с наскальной живописью бронзового века.
Чу
Новое название этого города -- Шу. Город с населением 40 тыс. жит. знаменит рекой Чу, текущей из ниоткуда в никуда, и Чуйской долиной. А Чуйская долина, в свою очередь, знаменита посевами конопли и красочно описана Чингизом Айтматовым в повести «Плаха».

Турксиб на участке Шу-Моинты »» 

Луговая
Луговая - официальная конечная станция Турксиба. Станция находится в посёлке Кулан (бывший Луговое). Впрочем, турксибовские поезда следуют далее - в Тараз (Джамбул), Шымкент (Чимкент), Арысь и т. п. А конечной эта станция является лишь для поезда Луговая - Бишкек. Так уж получилось, что когда-то бывшая магистральной линия от Луговой к озеру Иссык-Куль стала тупиковым придатком Турксиба.

Вот и закончилась наша 30-часовая поездка. На трассе Турксиба нас обслуживали семь локомотивных депо (не считая оборотных). Одно из них (в Чу) обслуживает и тепловозы (которых там почти не осталось), и электровозы, остальные шесть - только тепловозы.
Будущее Турксиба
Турксиб переживает не самые лучшие времена. Утратив ореол ударной стройки первых пятилеток, он так и не стал новым «Шёлковым Путем» светлого рыночного будущего. Доходило до того, что на немногочисленных двухпутных участках трассы разбирали второй путь -- Казахстану не хватало рельсов для строительства новых магистралей. Впрочем, в последнее время эта практика прекратилась. Не всё так трагично!
Я уже упоминал про строительство новой линии Аксу - Конечная стоимостью в 6,5 миллиарда тенге (примерно 85 миллионов долларов). Кстати, ввод этой линии в эксплуатацию намечался на ноябрь 2000 г., к 70-летнему юбилею Турксиба, но строители подзадержались. Кроме того, намечается прокладка магистрали Усть-Каменогорск - Чарская (143 км) и второго пути на участке Алматы - Чу.
Но пока основная точка приложения сил и денег - это станция Дружба. Расположенная на границе с Китаем, она играет важнейшее значение для всей Трансазиатской магистрали. Не случайно на её развитие Япония выделила кредит, превышающий 70 миллионов долларов. В рамках этого займа ведётся техническое переоснащение железнодорожного узла и реабилитация 21-километрового участка Актогай - Дружба со строительством новой ветки в обход озера Алаколь, уровень которого поднимается и подтопляет существующее полотно, что грозит безопасности перевозок.
Хочется надеяться, что Турксиб возродится из пепла, как птица Феникс, и по нему вновь, как и было задумано, пойдут поезда с сибирским хлебом и туркестанским хлопком.

 «« Оглавление...


Мнение авторов не всегда совпадает с мнением редакции.

Хостинг от uCoz