| ||||
Сергей БОЛАШЕНКО (Москва, Россия)УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
В нашей стране имеется около 300 железных дорог длиной более 10 км, не относящихся к МПС. Это "ведомственные линии", принадлежащие леспромхозам, заводам, карьероуправлениям, торфопредприятиям и т.д. Большин-ство их - узкоколейки (колея 750 мм), хотя есть немало и линий стандартной колеи. Такие железнодорожные системы совсем непохожи на привычные нам современные скоростные магистрали, они - как бы заповедник железнодорожной старины, где всё не такое: и подвижной состав, и скорости движения, и сцепка вагонов, и способы связи - перечислять можно до бесконечности, а главное - совсем иной является сама жизнь этих дорог, проложенных в основном среди лесной глухомани в Богом забытых местах. Немногие знают об существовании - их не найти ни в одной «эмпээсовской» схеме, в картах, выпущенных до 1992 года, даже упоминать о них в справочной литературе было не принято. Что же представляют собой наши узкоколейки на пороге XXI века? Большая часть, процентов 70 - это «лесовозки», строившиеся в основном в 1950-е годы как самый удобный и дешевый транспорт для вывоза древесины. Этим определяется география их распространения - регионы с развитой лесной промышленностью, в основном Северо-Запад и Урал. Многие узкоколейки (принято их называть сокращённо - УЖД) никак не связаны с железнодорожной сетью страны, начинаются в посёлках, куда «только самолётом можно долететь», а заканчиваются в таёжных дебрях. Средняя протяженность - 50 км, но есть и гораздо более длинные - так, крупнейшая Хандагатайская УЖД в Бурятии имела протяженность одной только магистрали (главной линии) 260 км (2 года назад она уменьшилась до 170 км). Экономический кризис последних лет не оставил шансов на выживание многим узкоколейкам – их теперь значительно меньше, чем в прежние времена. Наиболее трагичной оказалась судьба торфовозных узкоколейных систем – закрыта большая часть их, а протяжённость линий сократилась в несколько раз. Но всё же полное их уничтожение, надеюсь, не произойдёт - пока будут в России заготавливать лес, будут существовать и лесовозные железные дороги. В этом материале приводится краткое описание узкоколеек одного из интереснейших районов нашей страны – Вологодской области. Сведения о них собраны в многочисленных походах по этому краю; по большинству узкоколеек я проехал от начала до конца по всем действующим веткам на тепловозах, рабочих поездах и частных дрезинах – «пионерках», по заброшенным – прошёл пешком. Описаны все узкоколейки, кроме тех, которые начинаются в других регионах и проходят по территории области лишь на небольших участках. Ведомственные линии колеи 1520 мм, которых в области две – Монзенская и Ерцевская заслуживают отдельных статей, которые, надеюсь, вскоре появятся. Немного о себе. Увлекаюсь туризмом, в особенности новым для нашей страны видом путешествий - автостопом (передвижение на попутных автомашинах и прочих бесплатных видах транспорта), побывал 76 регионах России из 89 и во многих других странах. Но главное в моей жизни увлечение, скорее нечто гораздо большее, чем увлечение – это железнодорожный транспорт. Уже много лет я собираю информацию о железных дорогах всего мира, проехал примерно по четвёртой части всех имеющихся в России и СНГ ж.-д. линий МПС и знаю о них практически всё. Исследование ведомственных линий пока далеко от завершения, хотя уже составлено описание 114 таких ж.-д. систем в десятках регионов - от Закарпатья до Сахалина. Информация эта, по всей вероятности, уникальна, т.е. не присутствует ни в одном справочнике, архиве и т.п. и, к сожалению, пока недоступна другим любителя железных дорог - лишь только немногое публиковалось в книгах «Все Электрички России» и «Вольная Энциклопедия», изданных минимальным тиражом московским клубом «Академия Вольных Путешествий». Составляя этот материал, я старался наиболее подробно описывать не историю дорог с момента постройки или тип применявшегося на них подвижного состава, а их нынешнее состояние, маршруты поездов и т.д. Вологодская область – край глухомани, бесконечных лесов, тысяч чистейших рек и озёр, прекрасной и и почти нетронутой природы – располагает огромными возможностями для туризма, и узкоколейки входят в число основных её достопримечательностей. Надеюсь, что их описание будет полезно всем любителям железных дорог и путешествий по прекрасному северному краю. К сожалению, нижеприведённый материал не лишён недостатков: некоторые УЖД описаны недостаточно подробно, не исключены ошибки и неточности. Но весь этот материал я собирал в одиночку в походах, большинство сведений узнавал от местных жителей - поэтому добиться стопроцентной точности было бы невозможно. В описании я использовал принятую на УЖД терминологию, которая, быть может, не всем известна: хлысты – это очищенные от веток необработанные стволы деревьев, сцепы – специализированный подвижной состав для перевозки хлыстов, усы – короткие ветки УЖД на лесосеки (делянки), рассчитанные на временное использование и строящиеся по облегчённым нормам (необработанные «круглые» шпалы укладываются на «подушку» из отходов лесозаготовки), магистраль – главная линия узкоколейки, «пионерки» - самодельные съёмные мотодрезины, как правило, личного пользования. ЛЕСОВОЗНЫЕ ДОРОГИУзкоколейная железная дорога Семигороднего лес-промхоза (Харовский и Сямженский районы). Информация на май 1997 - июль 1999 гг.Семигородний леспромхоз ведёт свою историю с первых десятилетий ХХ века, но УЖД начала строиться в 1950-х годах. По мере освоения лесных массивов магистраль дороги продвигалась всё дальше и дальше на восток, достигнув к концу 70-х годов рекордной длины – 115 километров! Вдоль неё один за другим появлялись лесные поселки, где жили лесозаготовители. Веток и усов в те, «лучшие» времена было не менее 80 км. Семигороднюю УЖД называли тогда передовой, лучшей, образцовой и т.д., хотя увеличение расстояния вывозки приводило к значительному увеличению себестоимости древесины. С конца 1980-х гг. объёмы перевозок многократно сократились, деятельность леспромхоза стала затухать. Ухудшение состояния пути и, вследствие этого, постоянные аварии приносят дороге огромные убытки. Лесосырьевая база в основном выработана, финансовое положение леспромхоза тяжёлое. Большая часть веток и усов настоящее время разобрана либо разбирается, лесозаготовки и, соответственно, грузовые перевозки – редки (не более одного состава в день) и нерегулярны (бывают перерывы по неделю и больше). С января по апрель большая часть лесовывозки – автотранспортом по зимнику. В последние годы появлялись планы ликвидации УЖД, однако сделать это невозможно хотя бы по той причине, что в лесных посёлках до сих пор живут сотни людей, для которых она – единственная связь с «внешним миром». Переселение людей из этих мест тоже едва ли произойдёт: во первых, это будет слишком дорого стоить, во вторых, многие, особенно пенсионеры, уезжать отсюда попросту откажутся (хотя жизнь здесь особо приятной не назовёшь – трудности с товарным снабжением, порой перебои с электричеством), так что в обозримом будущем эта по-своему удивительная дорога будет жить и приносить пользу людям. Что же удивительного в ней? Очень многое. Начиная с того, что эта узкоколейка - одна из самых длинных в России, и заканчивая красивейшим природным месторасположением: среди лесов, холмов и полей вьётся стальная нить «Семигорки» и катятся по ней маленькие зелёные вагончики, делая ещё прекраснее местный пейзаж и принося жизнь в «медвежьи углы» вологодской глубинки. И ещё - я был приятно удивлён очень хорошим отношением работников УЖД, содействовавших моей поездке по ней и сбору сведений об истории дороги. Сейчас пассажирский поезд Семигородняя - Дружба курсирует по понедельникам, средам, пятницам и воскресеньям (а в прежние времена они ходили ежедневно два раза в сутки, был дневной и ночной рейс). График такой: 11:00-15:30 чётное направление (туда), 15:35-20:00 нечётное направление (обратно). Поезд состоит из одного классного вагона (летом иногда прицепляют второй) и вагона-лавки, в котором везут хлеб. Несмотря на плохое состояние пути, поезд идёт по меркам узкоколеек весьма быстро – средняя скорость 23 км/час, и, кстати, для пассажиров он – прямо-таки воплощённая мечта о коммунизме: с 1995 года оплата проезда в нём не предусмотрена. Рабочих поездов, для доставки лесозаготовителей на делянки, в пору расцвета дороги было очень много, они ходили из всех посёлков. В 1997 году остался один – Дружба-Согорки-лесосека в 4 км от магистрали, утром шёл «в лес», в 16-17 часов – обратно. Впрочем, текущие места лесозаготок здесь, как на всех лесовозных УЖД, часто меняются, поэтому и его маршрут сейчас скорее всего изменился. Теперь – детальное описание всей основной «магистрали». 0 км. Ст. Семигородняя (находится в посёлке с населением около 1200 человек, в 1 км от одноимённой ст. МПС, линия Вологда-Коноша). Главная станция УЖД. Здесь находится диспетчерская - одноэтажное деревянное здание, издали видное по высокой радиоантенне, локомотивно-вагонное депо, пассажирская платформа, нижний склад леспромхоза, куда поступает вся вывозимая по УЖД древесина, а также, увы, бессчётное множество «лишнего» подвижного состава. Десятки тепловозных скелетов стоят многие годы как памятники нашей разрухе и бесхозяйственности, сгнивая и буквально врастая в землю. Другие «памятники» ей же можно встретить вдоль всей УЖД на каждом километре – это свалившиеся сцепы. За десятки лет их набралось не меньше 200-300! Ведь на узкоколейках сход с рельсов – это обычное, повседневное явление, особенно когда прогнившие шпалы заменяют слишком редко... «Рекордсменом» по авариям, вероятно, является Кубовская УЖД в Карелии (увы, подлежащая уничтожению в 2000 году) – тепловоз, в котором я ехал, «сваливался» три раза за 50 километров пути. Тогда выручал подложенный под колёса обрезок рельса, но с «выбившимся из колеи» многотонным груженым сцепом так легко не управишься, и обычно ему лишь «помогают» уйти под откос окончательно. Кое-где из хлыстов, обретших вечный покой в полосе отвода узкоколейки, уже прорастают молодые деревца, среди которых сам сцеп почти незаметен. 4 км. Деревянный мост через р Двиницу. 6 км. Станция и посёлок (тоже «Шестой километр»). 17 км. Опять посёлок, которому даже собственного названия не нашлось. Отходят недействующие лесовывозные ветки. 20 км. Отселённый посёлок. 29 км. Станция и посёлок Томашка. Депо с двумя – тремя исправными тепловозами. У жителей здесь немало «пионерок». 33 км. Когда-то здесь был посёлок Ушкомица. Отходит самая длинная «боковая» ветка УЖД, доходившая почти до р. Сямжены, ныне большей частью разобранная. 35 км. «Островок цивилизации» посреди глухомани – пересечение с автодорогой Москва-Архангельск. Осенью жи-тели лесных посёлков приезжают сюда на «пионерках» продавать водителям бруснику, клюкву, грибы и т.д. Почти все, кто едет в пасс. поезде здесь пересаживаются на автобус. 47 км. Безымянный посёлок. 66 км. Село Согорки, возникшее ещё до прокладки УЖД, красивое место. На станции - будка дежурного, пост телефонной связи, депо с несколькими тепловозами. 85 км. Здесь был посёлок Синьгойма (закрыт в конце 1970-х годов). От него остались развалины, заросшие моло-дыми берёзками. Неиспользуемая обгонная (разъезд). 98 км. Ст. Дружба. Посёлок, пришедший на смену Синьгойме, строился в конце 1970 - начале 1980-х гг. Население – менее 100 чел. Стоит в живописной местности на берегу речки Тафта. Самый труднодоступный из всех лесных посёлков «Семигорки», попасть сюда можно только пасс. поездом либо – пешком 35 км от автодороги Вологда-Тотьма. По планам леспромхоза подлежит закрытию. Имеются частные «пионерки», на которых ездят в направлении 115 километра – в лес на охоту. Пассажирского и грузового движения дальше ст. Дружба нет уже много лет. 115 км. Самая дальняя точка УЖД - затерянный в старых вырубках тупик, путь на несколько километров от него частично разобран и недоступен даже для «пионерки». В 80-е годы отсюда предполагалось построить соединение с Пятовской УЖД, чтобы подключить к железнодорожной сети СССР город Тотьму и восточную часть области – но этот проект, к сожалению, не был реализован. Узкоколейная железная дорога Белоручейского леспромхоза (Вытегорский район). Сведения на июнь 1999 года. Белоручейская УЖД существует с послевоенных лет, когда принималось решение о реконструкции Волго-Балтийского канала и хозяйственном освоении прилегающей к нему территории. Место для нижнего склада леспромхоза было выбрано у деревни и пристани Белоручей. Строящийся посёлок лесозаготовителей «условно» назвали Депо, т.к. здесь располагалось главное депо УЖД – и это название до сих является официальным! (но в реальной жизни посёлок чаще именуют Белоручьём). Наибольшую протяжённость УЖД имела в конце 1970-начале 80-х годов: 87 км главной магистрали от ст. Депо до р. Гусинец, 47 км – Павшозерская ветка (к Павшозерскому лесопункту), 14 км – Северная ветка (ст. Красный Бор - пос. Северный), не менее 40 км лесовывозных веток и усов. На УЖД было 6 посёлков (Депо, Павшозеро, Красный Бор, Северный, Саменжа, Янишево). В годы «перестройки» вся созданная за 40 лет инфраструктура леспромхоза стала уничтожаться – лесоцеха, электростанции, школы, целые посёлки с сотнями домов и, конечно же, ветки УЖД – всё предавалось огню или обрекалось на медленное сгнивание в бескрайних лесах. Сейчас длина Белоручейской УЖД 63 км (Депо-Янишево), линия только одна, все «боковые» ветки заброшены и в основном разобраны. Вывозка леса непосредственно с делянок не производится; хлысты доставлются доставляется автолесовозами в Янишево и там перегружаются в сцепы УЖД стационарными козловыми кранами. Ежедневно из Янишево на нижний склад леспромхоза в пос. Депо отправляется 2-3 состава гружёных хлыстами сцепов. На нижнем складе хлысты про-ходят первичную переработку, и далее автомобильным и речным транспортом древесина отправляется потребите-лям. По-прежнему существует и пассажирское движение. Вот расписание на лето 1999 года: Депо - Янишево 7:00-10:00 по понедельникам, 9:00-12:00 по пятницам, 6:30-9:30 по воскресеньям, рабочий поезд («базарник») 0:00-3:00 в пятницу и вторник (не всегда), Янишево – Депо 12:00-15:00 (четверг), 15:00-18:00 (пятница, воскресенье), рабочий поезд «базарник» 5:30-8:30 пятница, иногда вторник. Поезда состоят из 1-2 пассажирских вагонов, обслуживание проводниками и плата за проезд – не предусмотрены. Что увидит человек, решивший прокатиться на этом поезде? 0 км. Ст. Депо (28 км от г. Вытегра по асфальтированной автодороге). Посёлок с населением около 1500 жителей, дирекция леспромхоза, деревообрабатывающие производства. Имеется диспетчерская УЖД (работает круглосуточно), собственно депо, база ГСМ, ремонтно-механические мастерские. Пасс. поезда отправляются с бетонной пассажирской платформы. 9 км. Бывшая станция и посёлок Красный Бор. В том месте, где линия поворачивает направо, хорошо заметна на-сыпь, идущая прямо – это уничтоженная Северная ветка. 27 км. Ст. Саменжа. Очень мрачное место – отселённый посёлок с огромным количеством чёрных разрушающихся «домов-призраков». На станции сохранилось путевое развитие и пост телефонной связи с диспетчерской. Здесь скрещиваются встречные поезда. Участок Саменжа – Янишево отличается очень плохим состоянием пути. Почти на каждом километре – сваленный подвижной состав. Самое опасное место – «гать» из брёвен по болоту, при проходе поезда проседает и раскачивается. Имеется несколько недействующих разъездов. 63 км. Ст. Янишево. Самая северная точка Белоручейской УЖД – «перевалка», площадка, где хлысты перегружаются из автомобилей в сцепы. Диспетчерский пост, есть телефонная связь со ст. Депо. Жилая часть посёлка – в 2 км южнее, туда ведёт ветка, предназначенная в основном для пассажирского движения. Посёлок расположен на берегу озера, места здесь очень красивые. Люди здесь добрые и гостеприимные, меня (даже без моей просьбы, просто увидев незнакомого человека с рюкзаком) пригласили в дом и разрешили переночевать – этим Янишево надолго мне запомнится. Рекомендую и вам проехать по Белоручейской узкоколейке, пока она ещё действует! Узкоколейная железная дорога АО «Андомалес», Вытегорский район. Сведения на июнь 1999. Эта узкоколейка – как бы уменьшенная копия Белоручейской: и здесь движение только между двумя точками – «Перевалкой» и Нижним Складом, тоже нет веток и усов на лесосеки, тоже только два посёлка. Она начинается на ст. Нижний Склад в пос. Сорокопольская Запань, через 2 км – главная станция Сорокополье, где находится депо, диспетчерская и ремонтные мастерские, затем переезд автодороги Пудож – Вытегра, несколько разъездов (никаких зданий или будок на них нет – давно развалились или сгорели), и в 28 км от Нижнего Склада – протиположный конец УЖД, ст. Перевалка чуть севернее посёлка Озеро (его неофициальное название – Губарёвка), здесь хлысты перегружаются из автолесовозов в сцепы. На 27 км отходит ветка в центр поселка, длиной около полутора километров. Лет 5-7 назад Перевалка не была тупиковым пунктом, ветка УЖД шла дальше в лесной массив ещё примерно на 10 км, но теперь она разобрана и вывозка леса с делянок не производится. В конце 1990-х годов руководство АО «Андомалес» разрабатывало план замены УЖД автодорогой, но, к счастью, его сочли экономически нецелесообразным. В последние 2 года работа УЖД улучшилась, был приобретён новый тепловоз (доставлялся автотранспортом с Костомукшского ГОКа в Карелии), грузовых поездов сейчас – от 2 до 4 в сутки. Пасажирские поезда (бесплатные, состоят из 1 вагона) ходят ежедневно по расписанию: 6:05-7:15 и 17:00-18:10 Нижний Склад – Перевалка - 0зеро, 7:30-8:30 и 18:20-19:20 Озеро - Нижний Склад (без захода на ст. Перевалка). В 21:00 по будням тепловоз (без вагона) везёт рабочих из Сорокополья на Перевалку и около 23:00 уходит обратно. Узкоколейная железная дорога ИТУ в посёлке Курдюг. Белозерский район. «Лагерь» в Курдюге, небольшом отдалённом посёлке на старинном Мариинском канале возник в 30-е годы – в раз-гар сталинского террора, и прекратил своё существование вместе с породившим его коммунистическим режимом – в начале 90-х. Лагерная УЖД, имевшая магистраль длиной около 30 км и несколько посёлков, где жили зэки-лесозаготовители, теперь тоже считается закрытой, хотя не исключено, что рельсы сняты не полностью и по ней можно проехать на дрезине (точной информацией об этом я не располагаю). Узкоколейная железная дорога лесопункта в пос. Мирный. Вытегорский район. Существовала предположительно с 1950-х годов. Длина магистрали достигала 40 км. 3акрыта в начале 80-х. Узкоколейная железная дорога лесопункта в посёлке Ужла. Вытегорский район. Достоверных данных о времени постройки у меня нет. Максимальная длина была – З5 км. Одна из немногих УЖД, ликвидированных ещё до «перестройки» – в конце 1970-х. Сейчас от неё осталась только подзаросшая просека и кое-где полусгнившие мосты. Узкоколейная железная дорога Митинского леспром-хоза. Вожегодский район. Сведения на июнь 1999 года. Начинается в посёлке Кадниковский близ одноимённой станции МПС. Имеет развитую сеть и работает достаточно стабильно. Вывозка леса – с нескольких «боковых» веток и усов. По понедельникам, средам, пятницам курсирует пас-сажирский поезд Кадниковский - Бекетово. Он состоит 1 пассажирского вагона (есть проводник, продаёт билеты) и несколько грузовых (хлеборазвозных), формально расписание в чётном направлении – 5:00-7:30, 21:30-0:30. На ст. Яхренга поезд заходит на поселковую ветку, у магазина производится длительная разгрузка хлебных вагонов, потом ещё может останавливаться в разных местах и прибыть в Бекетово около четырёх утра вместо 0:30! Пассажиры всю ночь вынуждены трястись малокомфортабельном вагончике, но никак иначе в Яхренгу и Бекетово не попасть. Раньше этот поезд ходил до Плосково, теперь туда можно только приехать на тепловозе или прийти пешком. Грузовые составы ходят ежедневно из Кадниковского на Бекетово и далее. Станция Бекетово. Пассажирский поезд на Кадниковский 1:00-4:00 (вт, чт, сб), 8:00-10:30 (пн, ср, пт). На Плосково грузовые составы и тепловозы, обычно идут утром, по рабочим дням, в сам поселок не заходят, а обходят его по треугольнику, по южной его «грани». На север, в направлении Корбозера, иногда ездят на частных «пионерках» на небольшое расстояние. Имеется небольшой «тепловозный сарай», в дневное время работает дежурный по станции. Станция Плосково (на картах этот посёлок подписан как «Межурки»). Движение тепловозов в район озера Святого и реки Ухтомицы, где производится лесозаготовка, обычно утром – туда, в середине дня – обратно. На Бекетово – Кадниковский ежедневное движение, часть поездов в посёлок не заходит (тоже существует треугольник). У многих жителей посёлка есть «пионерки», на них ездят в основном на реку Вондонгу по «недействующей» ветке (отходит в точке, где магистраль поворачивает на юг, к оз. Святому, стрелка разобрана, поэтому «пионерки» снимают с рельсов и несколь-ко метров тащат по доскам), эта ветка в 5 км, ставшая «островной», прогнившая, заросшая и тонущая в болоте, проез-жается на «пионерке» за 20 минут. Место, где она кончается, называется «Вершина», там стоят лодки, на которых плавают рыбачить на озеро Воже. На большие расстояния ездить «личным ж/д транспортом» не принято, так что дальше Бекетово на попутной «пионерке» не уехать. Узкоколейная железная дорога Ноябрьского лесопун-та. Вожегодский район. Время постройки неизвестно. Закрыта 20-25 лет назад, полностью уничтожена. От лесопункта и посёлка Ноябрьский не осталось никаких следов. Узкоколейная железная дорога Игмасского лесопункта. Нюксенский и Бабушкинский районы. Сведения на сентябрь 1999 года. Стороилась в послевоеные годы, когда осваивались лесные районы нижней Сухоны. Сейчас лесопункт и УЖД в «полумёртвом» состоянии, диспетчерской службы нет, графики исполненного движения не ведутся, исправных тепловозов всего три. Однако недавно началось строительство новой ветки – это позволяет надеяться на лучшее... В лесные посёлки Илезка и Васильево по субботам и понедельникам вечером отправляется тепловоз, рано утром в те же дни идёт из посёлков в Игмас, возит школьников и местных жителей. Вывозка леса сейчас не производится, но на строительство ветки (отходит на 25 км магистрали в за-падном направлении, в сторону р. Илезки и Светицкого болота) по будням ходит рабочий поезд (1 пасс. вагон), отправление в 7:00, возвращение в Игмас в 19:00. По окончании строительства ветки по ней пойдут долгожданные «хлысты». По участку УЖД дальше пос. Илезка можно проехать только на частной «пионерке». От пос. Васильево не обозначенная на картах ветка идёт в сторону Шарженгского болота. Ездят тоже только «пионерки», возможно она уже частично разобрана. Узкоколейная железная дорога леспромхоза в посёлке Сусоловка. Великоустюгский район. Начинается близ ст. Сусоловка МПС, на УЖД два лес-ных посёлка – Северный и Химцех. Ежедневное грузовое и пассажирское движение. Узкоколейная железная дорога Лойгинского леспромхоза. Сведения на 1998 год. Лойгинский леспомхоз находится в Архангельской области, но большая часть УЖД проходит по Тарногскому району. Ветка в бывший посёлок Лесной не действует 5 лет и возможно уже разобрана. Основная магистраль – на пос. Конторка действует, лес вывозится ежедневно. Данных о со-стоянии самого дальнего её участка с пос. Вощар нет. Узкоколейная железная дорога Большедворского леспромхоза. Междуреческий район. Сентябрь 1999 г. Большедворская УЖД начинается в нижнем складе леспромхоза на берегу реки Сухоны близ посёлка Туровец. В 1 км от нижнего склада – станция Туровец, где находится депо, диспетчерская и ремонтные мастерские. Вывозка леса производится с 7 км, где отходит короткий (1,5 км) ус в северо-восточном направлении. По рабочим дням в 7:00 туда ходит рабочий поезд (1 пасс. вагон), прибытие обратно – в 17:30. Точка вывозки довольно часто меняется – в последние несколько лет лес возили и с 14, и с 16 км, но на дальних участках УЖД лесозаготовки прекращены уже давно. Местные жители на «пионерках» ездят до Великого болота – за ягодами и в другие места – на охоту. Самая дальняя точка движения тепловозов – в районе бывшей деревни Малые Ручьи, крайний пункт не обозначенной в картах ветки, отходящей от магистрали в 100 метрах южнее моста через р. Тиксна, уходит в западном направлении на примерно на 10-12 км. Ветка проходит в 1 км южнее деревни Большое Жуково. Там теперь никто не живёт, все дома заброшены, но в деревне до сих пор имеются огороды, принадлежащие жителям Туровца. Весной и осенью туда ходит тепловоз, обычно по выходным дням, утром привозит людей, вечером – увозит. В районе Малых Ручьёв снимают рельсы (пока не ос-новной линии, а боковых усов), по рабочим дням можно уехать и туда. Узкоколейная железная дорога Высокинского лесопункта. Никольский район. Существовала в 1940-1970 гг. Сейчас полностью уничтожена, на месте УЖД – лесовозная автодорога. Узкоколейная железная дорога Пятовского леспромхоза. Тотемский и Верховажский районы. Сентябрь 1999г. Станция Сухона – главная на УЖД, её начальный пункт. Находится в посёлке Советский (неофициальное на-звание – Пятовка) близ г. Тотьма. Здесь – нижний склад, депо, круглосуточно работает диспетчер. Движение по двум линиям – в сторону Крутой Осыпи и Матвеево, на Рогну (Кулойский лесопункт) движения нет. Вывозка леса в основном с уса, отходящего с 29 км Западной магистрали (на Крутую Осыпь) на 3 км в направлении села Мосееево. Туда ходит рабочий пасс. поезд, в 7:00 из Сухоны, вечером – обратно. На Матвеево (Октябрьский) – только грузовое движение, 1-2 раза в сутки. Станция Крутая Осыпь. Находится в 2 км южнее ст. 43 км Западной магистрали. Имеется локомотивное депо, станционное здание, пассажирская платформа. Движение рабо-чего поезда поезда (1 пасс. вагон) через треугольник ст. 43 км до З4 км магистрали и далее на ус в северном направлении, еще на 3 км (район истока р. Чёрная). отправление по будням в 7:00, обратно прибытие в 18:00. В направлении Крутого Починка движения нет уже много лет, но не исключено, что в будущем лесозаготовка там возобновится. На ст. Сухона прямые поезда почти не ходят – туда добираются с пересадкой на 34 или 29 км. Имеются «пионерки», на которых ездят в основном на р. Сондугу, и далее – на лодках на Сондужское озеро. Иногда лодки перевозят на специальных прицепах к «пионеркам». Станция Матвеево (Октябрьский). Движение грузовых поездов на ст. Сухона – 2-3 раза в сутки, в пути около 2 ча-сов. К местам лесозаготовок (15 км в северном направленни) ходит рабочий поезд, утром – туда, вечером – обратно. Узкоколейная железная дорога Смородинского леспромхоза. Бабаевский район. Сентябрь 1999 г. Горбачёвская узкоколейная железная дорога (её название происходит от пос. Горбачи, а вовсе не в честь сом-нительного политика, как кое-кто предполагал) начинается на станции Смородинка (в 1,5 км от ст. Тешемля МПС), а заканчивается на ст. Колошма близ деревень Мамоново и Пухтаево в 70 километрах севернее. В Смородинке – управление дороги, депо, диспетчерская, нижний склад леспромхоза. Два лесных посёлка - Плёсо и Горбачи. В Горбачах име-ется 1 тепловоз, перевозящий немногочисленных оставшихся там людей, в Плёсо – депо. Действуют 7-10 «боковых» ле-совывозных веток и усов, однако основная функция УЖД – перевозка леса из Колошмы в Смородинку. В Колошму идут составы порожних сцепов, там они загружаются хлыстами, поступающими по автодороге из пос. Пяжелки и Аксентьевской и следуют обратно. В сутки обычно 3 - 4 пары поездов, из Смородинки уходят в 4:00 - 12:00, из Колошмы в 8:00 - 16:00. Время в пути – от 4 часов (порожние) до 7 часов (гружёные). В воскресные дни движения может не быть. Пассажирские вагоны не ходят. Узкоколейная железная дорога в бывшем посёлке Пустая Слобода. Бабаевский район. В карте масштаба 1:200 000 (состояние местности на 1970-75 г.) обозначена 10-километровая узкоколейка из Пус-той Слободы в лес с припиской «коннорельсовая»! Видимо, это была единственная УЖД с «живой» тягой, дожившая до космической эпохи. К сожалению, более подробную информацию о ней раздобыть затруднительно, поскольку ни от са-мой УЖД, ни от посёлка Пустая Слобода ничего не осталось. На нынешней карте области УЖД не обозначена. Узкоколейная железная дорога Идского лесопункта. Грязовецкий район. Эта узкоколейка примыкает к Монзенской железной дороге (МЖД) – крупнейшей лесовозной ж/д широкой колеи, принадлежащей АО «Монзалес». Знаменитая «Монза» сама по себе очень интересна для всякого любителя железных дорог, и о ней я постараюсь написать в одном из ближайших номеров. Узкоколейка соединяет станцию МЖД и посёлок Ида с Верёговским лесопунктом, её длина – 32 км. Ежедневное грузовое движение, лес доставляется из Верёговки (официальное название этого посёлка – Кунож) и перегру-жается в вагоны широкой колеи. Пассажирские вагоны не хо-дят. Зимой Идская УЖД не действует, лес возят по зимнику. Узкоколейная железная дорога Гремячинского лесопункта. Грязовецкий район. Строилась в 1950-е годы. Проходила в основном параллельно МЖД на расстоянии 3-5 км от неё, общая протяжённость – не более 25 км. В 1987 году была закрыта, подвижной состав вывезен. В 1999 г. появились планы её восстановления. Осуществятся ли они – пока неясно. Узкоколейная железная дорога Каменского лесопункта. Грязовецкий район. Каменская УЖД - одна из первых в области, существует с 1930 годов. Начинается на ст. Каменка МЖД, длина магистрали сейчас – около 20 км. Ежедневная вывозка леса. Узкоколейная железная дорога лесопункта в посёлке Истопная на МЖД. Грязовецкий район. Строилась в 30-е годы, уничтожена ещё в 60-х, поэтому какой-либо информации о ней у меня нет. Узкоколейная железная дорога лесопункта на 76-м километре Монзенской железной дороги. Грязовецкий район. Это поистине уникальная УЖД: она начала строится в... 1998 году!!! Руководство АО «Монзалес» из многих ва-риантов освоения лесных массивов севернее участка Побоичная - Ламса основной Монзенской ж. д. (автодорога, широ-коколейные усы, трелёвка тракторами и т.д.) выбрало строительство УЖД. Видимо, она стала единственной новопо-строенной узкоколейкой в этом десятилетии. На картах не обозначена, начинается в безымянном вахтовом посёлке, где находится единственная её станция и производится перегрузка хлыстов на широкую колею. Количество подвижного состава минимальное: два тепловоза и десятка два сцепов, доставленных с других монзенских узкоколеек. Проектная длина магистрали УЖД – 25-28 км, до р. Мизюги, срок экс-плуатации – 10 лет, после выработки лесного массива она должна быть закрыта. Зимой УЖД не действует - вывозка леса по автозимнику. ТОРФОВОЗНЫЕ УЗКОКОЛЕЙКИЖелезная дорога Турундаевского торфопредприятия. Вологодский район. Сведения на июль 1999 г.Основная функция узкоколейки – доставка торфяного топлива на Вологодскую ТЭЦ. Главная станция, депо и кон-тора торфопредприятия находятся в посёлке Лоста. Сейчас эта УЖД, что называется, на ладан дышит: основным топ-ливом ТЭЦ давно уже является газ, торф – лишь «резервное», торфополя в основном выработаны. Добыча торфа и движение поездов – в очень слабом объёме, иногда времен-но прекращается. Возможно, УЖД вскоре будет уничтожена. Железная дорога торфопредприятия «Дедово Поле». Чагодощенский район. Сведения на сентябрь 1999г. По всей вероятности, это старейшая УЖД области – строилась в 20-е годы, почти полвека на торфобрикетном топливе работали стекольные заводы в посёлках Чагода и Сазоново. Главная станция УЖД находилась в посёлке Бо-рисово, от него существовало ежедневное пассажирское и грузовое движение на производственные участки, в Сазоно-во и Чагоду. Сейчас торфомассивы почти полностью выработаны, УЖД законсервирована. Дальнейшая её судьба не ясна. Железная дорога Ломского торфопредприятия. Кадуйский и Череповецкий районы. Сведения на сентябрь 1999 г. Строилась в 60-е годы. Обесчечивала топливом Кадуйскую ГРЭС, которая сейчас переведена на природный газ, и торф добывается в минимальном объёме. Действующие торфоразработки находятся близ деревень Большой Исток и Бочейно, по будням, утром и вечером туда ходит рабочий пассажирский поезд из пос. Хохлово, вывозка торфа в ос-новном осенью-зимой, в остальную часть года нерегулярна. Большая часть линий УЖД не действует. Железная дорога Сокольского торфопредприятия. Сокольский район. Обеспечивала торфобрикетным топливом промышленные предприятия г. Сокол. Общая протяжённость составляла 10-12 км. Стабильно работала до начала 90-х годов, затем добыча торфа резко сократилась, в 1995 году было тор-фопредприятие было закрыто, в 1996 году УЖД полностью разобрана. Железная дорога в посёлке Коромыслово (напротив г. Великий Устюг, за р. Сухоной) По всей видимости, это была единственная УЖД не лесовозного и не торфовозного назначения в области - а заодно и самая короткая (4 км). Соединяла посёлок с заводом (каким - узнать не удалось, т.к. с момента его закрытия прошло около 20 лет). Лишь две тепловозные кабины, возвышающиеся на крутом берегу Сухоны напоминают том, что здесь была узкококолейка. «« Оглавление... Мнение авторов не всегда совпадает с мнением редакции. | ||||