Обратно к: » Оглавление » Другие выпуски
 Выпуск 1 » Ноябрь 2000 года


Сергей СИГАЧЕВ (Хабаровск, Россия)

РЕЛЬСОВЫЙ ВЛАДИВОСТОК (Ч.1)

1. Общие сведения.
Владивосток! Город на восточном краю земли Российской, основанный ровно 140 лет назад как форпост страны на Дальнем Востоке, как военно-морская крепость. Он возник на землях, закрепленных за Российской империей по Айгунскому договору с китайской Цинской империей и удивительно быстро (всего за каких-то 40 лет со дня основания) вырос в процветающий коммерческий порт. В 1880 году он стал городом и выделен в «особое военное губернаторство», спустя десятилетие (1889) он стал центром Приморской области. Его возрастающее значение как транзитного порта и военно-морской базы побудило руководство Российской империи именно Владивосток избрать конечным пунктом Великого Сибирского пути.
А с падением Порт-Артура (1905) именно Владивосток стал главной точкой приложения сил страны на востоке: именно там сконцентрировались основные финансовые ресурсы и военные интересы Российской империи на Дальнем Востоке.
Итак, его железнодорожная история началась в прошлом столетии, 19 (31) мая 1891 года, или почти 110 лет назад. Находившийся проездом в длительном путешествии по странам Востока цесаревич (наследник престола) Николай Александрович, будущий император Николай II, по поручению своего отца, императора Александра III, торжественно произвел закладку начального участка Великого Сибирского пути в районе Куперовской Пади (ныне 9287 км Транссиба), бросив первую тачку земли в основание насыпи будущей железной дороги, а также закладку владивостокского вокзала.

Железная дорога - прямо в городе, внутри его кварталов. Вид на микрорайон Вторая Речка из окна поезда "Океан", 1998.  »» 

Статистическая справка: население города – 654 тыс.чел. (1996), протяженность с юга на север – около 28 км, с востока на запад – около 15 км. Тяготеют к Владивостоку с севера также пригородные посёлки городского типа (Трудовое, Угловое) и более чем 100-тысячный шахтерский город Артём, в котором находится владивостокский аэропорт. Итого Большой Владивосток насчитывает более 800 тыс. чел., плюс неизвестное количество неучтённых китайцев, которых тут весьма немало.

 «« Панорама центра Владивостока, середина 80-х. Отсканировано с конфетной обертки.

2. Конфигурация линий.
Владивосток – город в железнодорожном смысле особенный. За 109 лет, прошедших со дня основания Транссиба, железнодорожная сеть в буквальном смысле опутала весь город, прошла по побережьям почти всех заливов и бухт внутри города и стала неотъемлемой частью его ландшафтов. И главные особенности таковы:

Прохождение Транссиба под центральной площадью города (вид с северной стороны). Дм.Болдецов, 1999.  »» 

Очень сложный рельеф. Город находится среди сопок, в их долинах, частично застраиваясь амфитеатром по склонам. Это налагало сильные ограничения на строителей железнодорожных линий и сильно усложняло их работу. Достаточно сказать, что многие линии выполнены «в нижнем ярусе» относительно города. Это делалось постепенно, по мере строительства и развития городской инфраструктуры.
Пересечение железными дорогами практически всех центральных районов города – достаточно сказать, что «железка» проходит прямо под главной площадью города, Борцов Революции; по побережью бухты Золотой Рог, отсекая центральную улицу города – Светланскую – от бухты; и в районе Луговой – самом оживленном перекрестье внутригородских коммуникаций. Итак, Вы и в самом центре можете увидеть поезда, составы, маневровые тепловозы и вагоны – от них не деться никуда…

 «« Прохождение транзитной линии во Владивостокский морской торговый порт вдоль вокзала. 1998.

Прохождение грузового трафика через центр: поскольку Владивостокский морской торговый порт находится за железнодорожным вокзалом, то все проходящие туда составы с грузом и высвобожденный после разгрузки порожняк следуют тразитом через весь город, через его центр и вокзал в портовые районы. А иного решения нет – город очень сильно стеснен рельефом и испытывает громадный недостаток свободных мест, в том числе и для размещения железнодорожной инфраструктуры.

Главный ход Транссиба близ ст. Вторая Речка вдоль Амурского залива. Вдали - кварталы города. 1998.  »» 

3. Небольшой обзор линий
Для иллюстрации приведена карта железныъх дорог, которые находятся собственно в городе. Транссиб выделен жирной линией, остальные – тонкими. Станции показаны прямоугольниками и подписаны, платформы не подписаны и выделены красными точками.
1. Транссиб, главный пассажирский ход. Проходит по западной части города, в основном вдоль побережья Амурского залива. Пассажирский ход начинается от вокзала Владивосток и идёт на север, по маршруту: станции Первая Речка, Вторая Речка, Седанка, Океанская и далее на Угольную и Уссурийск. Линия двухпутная, электрифицированная (переменный ток, применяемые локомотивы – ВЛ80Р или – редко – ВЛ80С). Построена в 1892 году, опущена на нижний уровень относительно улиц города – в центре перед революцией (1910-1913 гг.), остальные участки – в середине 30-х годов силами ГУЛЖДС НКВД.

 «« Грузовая линия в морской торговый порт. Дм. Болдецов, 1999.

2. Продолжение Транссиба во Владивостокский порт. Линия продолжается на юг, через пути пассажирского вокзала, примерно на 1,5 км, пересекая 2 или 3 причальных района (также показана толстым начертанием). Линия двух- и трёхпутная, электрифицированная, электрификация заканчивается в 1,5 км от пассажирского вокзала, внутри морского порта. Построена в конце XIX века.
Причальная линия портов показана синей линией вдоль побережья, цифры в кружках – порты. Цифрой 1 обозначен морской торговый порт, 2 – рыбный порт.
3. Линии полуострова Эгершельд. Их несколько, все находятся к югу от пассажирского вокзала. Одна их них проходит вдоль всех причальных районов морского торгового порта, другие ведут на объекты ВМФ – торпедно-артиллерийские склады и др. Неэлектрифицированные, однопутные, движение тепловозное. Построены в советское время.

Платформа Мальцевская на линии Моргородок - мыс Чуркин. Дм. Болдецов, 1999.  »» 

4. Пассажирская линия Моргородок – Мыс Чуркин. Это электрифицированная однопутная линия для электропоездов, идущая от платформы Моргородок (между станциями Первая и Вторая Речка) до платформы Мыс Чуркин в районе морского рыбного порта (цифра 2 в кружке). Эта линия пересекает самые густонаселенные районы города, её маршрут: пл. Моргородок - пл. Рабочая - затем полукилометровый тоннель в сопке (показан на карте пунктиром) - пл. Луговая - пл. Мальцевская - пл. Мыс Чуркин. Последний участок этой линии проходит по южному берегу бухты Золотой Рог. Построена (включая сооружение тоннеля) в середине 30-х годов силами ГУЛЖДС НКВД.
5. Продолжение линии за Мыс Чуркин до бухты Диомид. Но после платформы Мыс Чуркин линия не кончается, проходя вдоль южного и восточного берега Золотого Рога через портовые районы рыбного порта и обслуживая складские мощности Тихоокеанского флота в бухте Диомид, где и заканчивается. Линия однопутная, неэлектрифицированная.
6. Линия до бухты Улисс. Перед платформой Мальцевская прямо на юг ответвляется еще одна линия, идущая до объектов Тихоокеанского флота в бухте Улисс. Линия однопутная, неэлектрифицированная.
 «« Соединительная линия Вокзал - Луговая, проходящая вдоль северного берега бухты Золотой Рог. Участок перед штабом Тихоокеанского флота в День Победы. А. Бортник, 2000.

7. Соединительная линия от вокзала по северному берегу Золотого Рога. Была построена в начале 30-х годов. Грузовая, однопутная, неэлектрифицированная. Проходит вдоль главной улицы Владивостока – Светланской, перед зданием штаба Тихоокеанского Флота, пересекает главную якорную стоянку надводных кораблей флота (где ещё лет 10-15 назад стояли такие монстры, как авианосец «Минск» и БДК «Адмирал Николаев»), затем морской вокзал пригородных сообщений и проходит внутри крупнейшего судоремонтного завода на востоке России – «Дальзавода». Интенсивность движения немаленькая! Затем соединяется с электрифицированной линией на Мыс Чуркин.
8. Линии от бухты Золотой Рог. Начинаются от конца бухты Золотой Рог после платформы Луговая (от электри-фицированной линии на Мыс Чуркин) и идут на восток, обслуживая промышленные предприятия и ТЭЦ на крайнем востоке города. Они почти подходят к Уссурийскому заливу, омывающему город с востока. Грузовые, однопутные, неэлектрифицированные. Построены в советское время.
8. Линии от станций Первая и Вторая Речка на восток. Грузовые, однопутные, неэлектрифицированные. Обслуживают склады и объекты ВМФ.
9. Район локомотивного и вагонного депо Первая Речка. Показан на карте синей толстой стрелкой близ станции Первая речка. Расположен тесно в долине Первой Речки между двумя сопками. Имеет место большой недостаток пространства для размещения инфраструктуры, и поэтому локомотивное депо обслуживает в основном пассажирский трафик, а грузовое движение в морские порты обслуживают в основном локомотивы из депо Смоляниново. Фото автора.

 «« Оглавление...


Мнение авторов не всегда совпадает с мнением редакции.

Хостинг от uCoz