| ||||
Сергей СИГАЧЕВ (Хабаровск, Россия)РЕЛЬСОВЫЙ ВЛАДИВОСТОК (Ч.1)
1. Общие сведения.
Владивосток! Город на восточном краю земли Российской, основанный ровно 140 лет назад как форпост страны на Дальнем Востоке, как военно-морская крепость. Он возник на землях, закрепленных за Российской империей по Айгунскому договору с китайской Цинской империей и удивительно быстро (всего за каких-то 40 лет со дня основания) вырос в процветающий коммерческий порт. В 1880 году он стал городом и выделен в «особое военное губернаторство», спустя десятилетие (1889) он стал центром Приморской области. Его возрастающее значение как транзитного порта и военно-морской базы побудило руководство Российской империи именно Владивосток избрать конечным пунктом Великого Сибирского пути. А с падением Порт-Артура (1905) именно Владивосток стал главной точкой приложения сил страны на востоке: именно там сконцентрировались основные финансовые ресурсы и военные интересы Российской империи на Дальнем Востоке. Итак, его железнодорожная история началась в прошлом столетии, 19 (31) мая 1891 года, или почти 110 лет назад. Находившийся проездом в длительном путешествии по странам Востока цесаревич (наследник престола) Николай Александрович, будущий император Николай II, по поручению своего отца, императора Александра III, торжественно произвел закладку начального участка Великого Сибирского пути в районе Куперовской Пади (ныне 9287 км Транссиба), бросив первую тачку земли в основание насыпи будущей железной дороги, а также закладку владивостокского вокзала. Железная дорога - прямо в городе, внутри его кварталов. Вид на микрорайон Вторая Речка из окна поезда "Океан", 1998. »» Статистическая справка: население города – 654 тыс.чел. (1996), протяженность с юга на север – около 28 км, с востока на запад – около 15 км. Тяготеют к Владивостоку с севера также пригородные посёлки городского типа (Трудовое, Угловое) и более чем 100-тысячный шахтерский город Артём, в котором находится владивостокский аэропорт. Итого Большой Владивосток насчитывает более 800 тыс. чел., плюс неизвестное количество неучтённых китайцев, которых тут весьма немало. «« Панорама центра Владивостока, середина 80-х. Отсканировано с конфетной обертки. 2. Конфигурация линий. Владивосток – город в железнодорожном смысле особенный. За 109 лет, прошедших со дня основания Транссиба, железнодорожная сеть в буквальном смысле опутала весь город, прошла по побережьям почти всех заливов и бухт внутри города и стала неотъемлемой частью его ландшафтов. И главные особенности таковы: Прохождение Транссиба под центральной площадью города (вид с северной стороны). Дм.Болдецов, 1999. »» Очень сложный рельеф. Город находится среди сопок, в их долинах, частично застраиваясь амфитеатром по склонам. Это налагало сильные ограничения на строителей железнодорожных линий и сильно усложняло их работу. Достаточно сказать, что многие линии выполнены «в нижнем ярусе» относительно города. Это делалось постепенно, по мере строительства и развития городской инфраструктуры. Пересечение железными дорогами практически всех центральных районов города – достаточно сказать, что «железка» проходит прямо под главной площадью города, Борцов Революции; по побережью бухты Золотой Рог, отсекая центральную улицу города – Светланскую – от бухты; и в районе Луговой – самом оживленном перекрестье внутригородских коммуникаций. Итак, Вы и в самом центре можете увидеть поезда, составы, маневровые тепловозы и вагоны – от них не деться никуда… «« Прохождение транзитной линии во Владивостокский морской торговый порт вдоль вокзала. 1998. Прохождение грузового трафика через центр: поскольку Владивостокский морской торговый порт находится за железнодорожным вокзалом, то все проходящие туда составы с грузом и высвобожденный после разгрузки порожняк следуют тразитом через весь город, через его центр и вокзал в портовые районы. А иного решения нет – город очень сильно стеснен рельефом и испытывает громадный недостаток свободных мест, в том числе и для размещения железнодорожной инфраструктуры. Главный ход Транссиба близ ст. Вторая Речка вдоль Амурского залива. Вдали - кварталы города. 1998. »» 3. Небольшой обзор линий Для иллюстрации приведена карта железныъх дорог, которые находятся собственно в городе. Транссиб выделен жирной линией, остальные – тонкими. Станции показаны прямоугольниками и подписаны, платформы не подписаны и выделены красными точками. 1. Транссиб, главный пассажирский ход. Проходит по западной части города, в основном вдоль побережья Амурского залива. Пассажирский ход начинается от вокзала Владивосток и идёт на север, по маршруту: станции Первая Речка, Вторая Речка, Седанка, Океанская и далее на Угольную и Уссурийск. Линия двухпутная, электрифицированная (переменный ток, применяемые локомотивы – ВЛ80Р или – редко – ВЛ80С). Построена в 1892 году, опущена на нижний уровень относительно улиц города – в центре перед революцией (1910-1913 гг.), остальные участки – в середине 30-х годов силами ГУЛЖДС НКВД. «« Грузовая линия в морской торговый порт. Дм. Болдецов, 1999. 2. Продолжение Транссиба во Владивостокский порт. Линия продолжается на юг, через пути пассажирского вокзала, примерно на 1,5 км, пересекая 2 или 3 причальных района (также показана толстым начертанием). Линия двух- и трёхпутная, электрифицированная, электрификация заканчивается в 1,5 км от пассажирского вокзала, внутри морского порта. Построена в конце XIX века. Причальная линия портов показана синей линией вдоль побережья, цифры в кружках – порты. Цифрой 1 обозначен морской торговый порт, 2 – рыбный порт. 3. Линии полуострова Эгершельд. Их несколько, все находятся к югу от пассажирского вокзала. Одна их них проходит вдоль всех причальных районов морского торгового порта, другие ведут на объекты ВМФ – торпедно-артиллерийские склады и др. Неэлектрифицированные, однопутные, движение тепловозное. Построены в советское время. Платформа Мальцевская на линии Моргородок - мыс Чуркин. Дм. Болдецов, 1999. »» 4. Пассажирская линия Моргородок – Мыс Чуркин. Это электрифицированная однопутная линия для электропоездов, идущая от платформы Моргородок (между станциями Первая и Вторая Речка) до платформы Мыс Чуркин в районе морского рыбного порта (цифра 2 в кружке). Эта линия пересекает самые густонаселенные районы города, её маршрут: пл. Моргородок - пл. Рабочая - затем полукилометровый тоннель в сопке (показан на карте пунктиром) - пл. Луговая - пл. Мальцевская - пл. Мыс Чуркин. Последний участок этой линии проходит по южному берегу бухты Золотой Рог. Построена (включая сооружение тоннеля) в середине 30-х годов силами ГУЛЖДС НКВД. 5. Продолжение линии за Мыс Чуркин до бухты Диомид. Но после платформы Мыс Чуркин линия не кончается, проходя вдоль южного и восточного берега Золотого Рога через портовые районы рыбного порта и обслуживая складские мощности Тихоокеанского флота в бухте Диомид, где и заканчивается. Линия однопутная, неэлектрифицированная. 6. Линия до бухты Улисс. Перед платформой Мальцевская прямо на юг ответвляется еще одна линия, идущая до объектов Тихоокеанского флота в бухте Улисс. Линия однопутная, неэлектрифицированная. «« Соединительная линия Вокзал - Луговая, проходящая вдоль северного берега бухты Золотой Рог. Участок перед штабом Тихоокеанского флота в День Победы. А. Бортник, 2000. 7. Соединительная линия от вокзала по северному берегу Золотого Рога. Была построена в начале 30-х годов. Грузовая, однопутная, неэлектрифицированная. Проходит вдоль главной улицы Владивостока – Светланской, перед зданием штаба Тихоокеанского Флота, пересекает главную якорную стоянку надводных кораблей флота (где ещё лет 10-15 назад стояли такие монстры, как авианосец «Минск» и БДК «Адмирал Николаев»), затем морской вокзал пригородных сообщений и проходит внутри крупнейшего судоремонтного завода на востоке России – «Дальзавода». Интенсивность движения немаленькая! Затем соединяется с электрифицированной линией на Мыс Чуркин. 8. Линии от бухты Золотой Рог. Начинаются от конца бухты Золотой Рог после платформы Луговая (от электри-фицированной линии на Мыс Чуркин) и идут на восток, обслуживая промышленные предприятия и ТЭЦ на крайнем востоке города. Они почти подходят к Уссурийскому заливу, омывающему город с востока. Грузовые, однопутные, неэлектрифицированные. Построены в советское время. 8. Линии от станций Первая и Вторая Речка на восток. Грузовые, однопутные, неэлектрифицированные. Обслуживают склады и объекты ВМФ. 9. Район локомотивного и вагонного депо Первая Речка. Показан на карте синей толстой стрелкой близ станции Первая речка. Расположен тесно в долине Первой Речки между двумя сопками. Имеет место большой недостаток пространства для размещения инфраструктуры, и поэтому локомотивное депо обслуживает в основном пассажирский трафик, а грузовое движение в морские порты обслуживают в основном локомотивы из депо Смоляниново. Фото автора. «« Оглавление... Мнение авторов не всегда совпадает с мнением редакции. | ||||