Обратно к: » Оглавление » Другие выпуски
 Выпуск 1 » Ноябрь 2000 года


Сергей ХАРЕБОВ (Санкт-Петербург, Россия)

ВЗЯТИЕ ГОРНОВ

Наконец-то наконец выполнились несколько условий, и мною была совершена интереснейшая поездка по заповедным железнодорожным местам. В поездке меня сопровождали Василий Турченко и моя сестра.
День первый, 16 сентября 2000 г., суббота.
Ну, ладно. Это все присказка была, а сказка сейчас будет. Сели, поехали. Нормально, за номинальное время хода 3 часа, добрались до нашей первой цели - замечательного тихого древнерусского городка Тихвин. Особенно здорово в его старой части, где на узких улочках стоят сплошь деревянные дома, но не просто деревенские, а двух-, трехэтажные городские самого разного назначения. Но сейчас наша цель в Тихвине была не архитектурная красота города, а узкоколейка, которая, судя по карте-двухкилометровке, должна начинаться почти от железнодорожной станции Тихвин. И в самом деле, проехав на машине по мосту над главными путями железной дороги, на сторону, где расположен завод «Трансмаш», не доезжая до него, сразу за домостроительным комбинатом повернули налево и еще чуть дальше тоже повернули налево - по направлению главной дороги на знаке. Чуть проехали, и точно, о радость! - вдоль автодороги в пос. Красава проходит неразобранная узкая колея. Остановились, вышли из машины и пошли пешком осматривать дорогу. Мы выехали к узкоколейке уже после ее станции около Тихвина. Поэтому по узкоколейке мы прошли чуть-чуть назад, в сторону города. И сразу, сделав первые шаги, обнаруживаем отрадный для нас признак жизни - накатанные рельсы! Мы обрадовались, из-за поворота показался предвходной трехглазый светофор, уже, видимо, давно не работающий, с оторванными проводами... Но что там светофор - зато шпалы там, на узкоколейке, железобетонные! Дальше колея убегала за поворот к предполагаемой станции перегрузки. Но мы, экономя время, решили в этот раз не идти туда, а, имея машину, поехать в пос. Красава, который был примерно в 6 километрах от Тихвина.
Такого я ещё не видел - едешь на машине, а параллельно автодороге проходит узкоколейка, иногда чуть-чуть прикрываемая придорожными кустами. На протяжении, наверное, двух километров как минимум. Сразу возникла мысль, что это место как нельзя лучше подходит для съёмок видеокамерой едущего УЖД поезда. Но так как ничего такого у нас не было (в смысле видеокамеры и УЖД поезда в это время дня), то мы спокойненько ехали в Красаву. Незадолго перед посёлком автодорога сделала зигзаг с целью пересечь УЖД по переезду. К нашему сожалению, переезд оказался неохраняемым, но в остальном полностью был оборудован табличками приближения, знаком неохраняемого переезда с паровозиком, крестом и даже шестигранным знаком STOP, возле которого я с удовольствием сделал, как положено, кратковременную остановку.
Посёлок нас встетил большой бетонной стеллой с надписью бетонными буквами КРАСАВА, а между домами проглядывали сооружения узкоколейки. Проехав чуть-чуть по посёлку и найдя удобный поворот к станции, мы завернули туда, остановились и пошли пешком смотреть на станционное хозяйство.
Оказалось, что остановились мы, видимо, у здания лесопилки, так как непосредственно за ним располагалось некое устройство с транспортёром из здания. Прямо к этому устройству поднимался, изгибаясь от продольной оси станции, узкоколейный путь. На нём стоял состав из 8 вагонов со свежими опилками. Вагоны не обычные торфовозные, а более старые - низкие и прямоугольные. Самое интересное, что они все были на поясных тележках. Я и раньше такие видел, но не в эксплуатации по сей день.
Станция состоит из 4-х путей (вроде так), имеются ответвления от боковых путей в депо, сложенное из красного кирпича, шириной на один путь и длиной на несколько тепловозиков. Причем создалось впечателние, что депо построено не так давно - кирпич выглядел свежо. Скорее даже это не депо, а на гараж больше похоже.
Пройдя до конца станции, противоположного Тихвину, обнаружили действующее станционное здание, там даже кто-то внутри сидел, но мы почему-то не зашли и не поговорили. Зато на столбе на крыльце со скамейками была приделана официальная бумага с расписанием движения пассажирского поезда на сезон добычи 2000 г, которое я, не медля, привожу здесь:
Время Ст. отпр. Время Ст. приб.
7:30 Красава 7:50 Полевая база
8:00 Полевая база 8:20 Красава
11:20 Красава по заявкам  
12:00 Полевая база по заявкам  
13:10 Красава 13:30 Полевая база
13:40 Полевая база 14:10 Красава
16:30 Красава 16:50 Полевая база
17:05 Полевая база 17:25 Красава

Полевая база - это, видимо, на самом деле полевая база, расположенная ещё дальше от Тихвина, куда по карте автодороги уже не было.
На боковом пути около станционного здания стоял тепловозик ТУ6А с целыми стеклами и фонарями, закрытый на висячий замок. Напротив располагались всякие грузовые вагончики и, к нашему удивлению, один целый пассажирский вагон ПВ-40 с неразбитыми стеклами. Мы подумали, что этот вагон, наверное, и ходит по указанному расписанию.
Что касается другого подвижного состава, то обычный джентльменский набор: платформы, пара цистерн (причём у одной на площадке рядом с котлом была приделана топливораздаточная колонка), снегоочиститель, путевой струг, в дальних кустах - разбитый ПВ-40.
Забыл я посмотреть наличие тормозного оборудования, ну ладно.
Совершив краткий осмотр станции и записав расписание мы двинулись дальше в путь, так как было уже поздно и скоро начинало темнеть. Следующая остановка у нас была запланирована в Бокситогорске.
По пути не могу не отметить замечательное соотношение качества и цены бензина на заправке в Тихвине при выезде в сторону Астрачей.
После Астрачей проехали по мосту через железную дорогу на Вологду, которая сейчас электрифицируется. Новый мост строится не по дням, а по часам. Мост, собственно, уже построен, готовы насыпи подъездов с обеих сторон, а с противоположной стороны уже даже заасфальтировали въезд и соединили его с основной автодорогой.
В Бокситогорск мы поехали, чтобы только убедится в том, что ещё цел живущий там ТЭ-114. И в самом деле, въехав в город, пришлось остановиться перед закрытым переездом - ТЭ-114 делал маневры. Мы с ним поздоровались и поехали через город вниз на юг. Дело в том, что от ст. Большой Двор на железной дороге Волховстрой - Тихвин - Пикалево - Череповец ответвляется вниз, на юг, ветка в Бокситогорск, которая является большим подъездным путём Бокситогорского ППЖТ. Но она доходит не только до Бокситогорска, а идет через его комбинат по карте дальше практически до Неболочей. Поэтому там и живет ТЭ-114. И ст. Бокситогорск, и другие места, имеющие путевое развитие, там имеют какие-то собственные системы сигнализации. Я имею в виду, что нет в нормальном порядке четко входных, выходных светофоров, а какие-то свои…
Васе захотелось доехать до следующей по карте за Бокситогорском станции - 3-й рудник. Кое-как после двух попыток движения в неправильном направлении мы нашли соответствующую автодорогу (плохо что забыл фотоаппарат, но мы ещё не раз жалели, что не догадался попросить напрокат спутниковый приемник GPS Магеллан - карты, конечно, хорошо, но GPS, наверное, не помешал бы, было бы интересно) и начали медленно продвигаться в сторону предполагаемого 3-го рудника. Надо сказать, что сам город Бок-ситогорск своим видом наводит какое-то грустное и пустое настроение - как будто там никто не живёт, редкие прохожие только куда-то пробегают... Так вот, поехали мы на 3-й рудник... Дорога сразу перестала быть дорогой в понимании отечественного автомобиля марки «Жигули»... Грязь да ямы, ямы да грязь. Естественно безо всякого асфальта. Неприятные лужи, на которых легко засесть в жиже... Но упорство двигало нас вперед. А вокруг подступил просто-таки буреломный и очень плотный лес. Уже 3 км едем и никто не встречается... Вдруг дорога делает очередной поворот и входит в нечто подобное деревне. Ух, думаем мы, надо же, и здесь люди живут! Но внешне выглядит всё удручающе - ни детского смеха, ни прохожих на улице, ни людей во дворах... Перекошенные срубы избушек, темные окна, хоть и за стеклом... Как в фильме ужасов по какому-нибудь Стивену Кингу - типа ехали они, ехали, и закрутила их дорога, а там мертвецы! О цивилизации напоминали только «Жигули», стоявшие во дворе одного из домов, да еще пара всё-таки увиденных нами вдалеке мужиков. Так, значит, подшучивая друг над другом на темы Стивена Кинга, мы выехали из этой деревеньки, а дорога пробиралась все дальше. Мы уже толком не знали, где находимся на карте, и всё думали - вот за тем поворотом, потом за следующим...
На одном таком повороте я остановил машину, обдумывая, с какой стороны лучше форсировать очередную лужу. Вдруг из-за поворота спереди медленно стала выползать морда лесовоза. Сразу стало приятно, как будто увидел что-то родное. Но через несколько секунд это чувство приязни улетучилось. Только по луже я с этим лесовозом - а это был вездеходный «Урал» на таких огромных и широких колёсах с коротким прицепом-роспуском, доверху груженым брёвнами, - разъехался, как вдруг сзади донёсся глухой удар. Я сразу подумал, что всё-таки стукнул как-то машину, но, поглядев в заднее зеркало (ой, простите - зеркало заднего вида), просто, что называется, выпал в осадок. Заднее колесо у этого прицепа-роспуска, груженого брёвнами, просто-напросто оторвалось и упало набок. Именно с той стороны, где мы проехали. Повезло просто, что не зацепило, и что не в ямке, а то бревнами бы завалило. Вот какие дороги - даже лесовозы не выдерживают!
Да, ну ладно. Доехав-таки до следующей деревушки, мы начали уже нервничать, так как двигались уже достаточно долго, и надо было выбираться назад на трассу, а уже скоро должно было темнеть, а планы были еще наполеоновские... Ура! Нашли всё-таки бабульку на огороде, я остановился, Вася сбегал, спросил, где мы есть. Бабулька и объяснила, что правильно, мы приехали в 3-й рудник, но железной дороги уже тут нет - несколько лет назад разобрали. Всё. Повернули обратно, доковыляли до Бокситогорска, а там во весь дух понеслись дальше в сторону Пикалева.
Действительно, уже потихоньку начало смеркаться. В связи с этим решили не заезжать в Пикалево, а поехать по окружной дороге побыстрей. В Пикалево есть интересная промышленная ветка от комбината до карьеров в районе ст. Пикалево-I. Она там уже давно электрифицирована на напряжении 1500 В, и ездят там промышленные германские старые-старые электровозы (не помню сейчас тип) с кабиной посередине кузова. У самого комбината и Вася сам, и мы вместе с ним видели их, но вот до их депо ещё не добрались. Ещё была надежда там встретить ТЭ-109. Вася один раз его видел холодным на комбинате, но потом он оттуда изчез. На комбинате стоит только ещё холодный ТЭ-114 (в отличие от живого бокситогорского; кто знает, может, и жив бокситогорский за счет этого?) Ну, раз уж мы их краем глаза видели, то решили заехать в другой раз туда, а сами помча-лись к следующей, последней на этот день остановке, - поселку Коли со своей узкоколейкой.
Посёлок Коли расположен как раз между автотрассой А-114 и железной дорогой на Вологду. Рядом с посёлком станция, так и называющаяся - Коли. То есть получается линия Тихвин - Большой Двор - Пикалево-I - Пикалево-II - Коли - Ефимовский - Подборовье - Заборье - Тешемля - Бабаево. Посёлок этот примечателен тем, что там находилось депо, лесопилка и лесоперегруз лесовозной узкоколейки, которая, пересекая автотрассу А-114 (по которой мы и ехали), уходила вниз на юг в глухие леса довольно далеко по карте. И как бы сама по себе эта узкоколейка ничего особенного не представляет, но я у депо два года назад и год назад видел в рабочем состоянии два тепловозика ТУ6А и ТУ6. Именно ТУ6 без буквенного индекса! Больше я нигде в области ТУ6 не видел, только ТУ4 или ТУ6А. А ТУ6 от ТУ6А внешне сильно отличается. Впрочем, сфотографировать я его успел уже давно.
Примерно два лета тому назад на автодороге закатали в асфальт переезд с узкоколейкой, отрезав тем самым поселок с депо и прочей инфраструктурой от собственно дороги в лес. Ну, казалось бы, ничего особенного - умерла УЖД, как и остальные. Но вот уже два лета, проезжая там, я неизменно притормаживал и с недоумением разглядывал уложенные с обеих сторон автодороги по две жердины, которые своими концами были приставлены к концам рельсов, а другими концами лежали на обочине автодороги. То есть с одной стороны сначала кончались рельсы, потом начинались жерди, потом в конце жердей асфальт автодороги, после пересечения автодороги снова жерди, а затем рельсовый путь с другой стороны. Разглядывал с недоумением, потому что непонятно - ведь даже самый лёгкий тепловозик не пройдёт по незакрепленным жердям, а тем более по автодороге... В этот раз нам открылся этот секрет!
А ещё нас, особенно Василия, Коли интересовала на предмет захвата в собственность путём увоза в багажнике виденной мною два года и сфотографированной в канаве рамы с колёсами от «бешеной табуретки», то есть узкоколейной суперлёгкой дрезины с бензиновым мотором типа «Пионерка», которая, кстати, ещё недавно была в Переславском музее (http://www.peresval.com/).
Когда мы приехали в этот Коли, уже почти совсем стемнело, да и мы устали немного. Заехав в сам посёлок, я было направил машину в сторону депо, да чуть не сел в грязь по самое брюхо. Решив не рисковать, мы попробовали поискать другой дороги, но все были страшно разъезжены трак-торами. Поэтому из подвижного состава и состояния его на сегодняшний день мы там ничего не увидели, только успели краем глаза заметить, что на лесопилке, которая ближе к ширококолейной станции, кладут узкоколейный путь на свежих желтых шпалах.
А где же секрет жердей у автодороги, спросите вы? Да, да, я про него не забыл. Так вот, потыркавшись по раскисшим дорожкам в Коли, мы в конце концов решили, что на сегодня хватит и пора ехать до дому, ночевать. Почти у самого выезда на автодорогу мы увидели, зачем там жерди лежат! Сначала наше внимание привлекло тарахтение мотора, идущее со стороны УЖД. Через несколько секунд на открытом месте появилась узкоколейная дрезина типа «бешеная табуретка» с двумя сидящими на ней женщинами с корзинками! Потом они спрыгнули с неё, и «табуретка» поехала сама. Одна женщина, идя параллельно ей, только поддерживала её рукой. Тогда нас и осенило - они же аккуратно по жердям переправляют эту дрезинку за автодорогу и едут в лес глубоко по грибы-ягоды! Получается как в Мшинской до недавних пор, пока дорогу в лесу не разобрали. Но поговорить нам не удалось, так как они весьма быстро удалились из поля зрения, было уже практически темно, а самое главное - нас разделяла немеряная полоса грязи. Мы были в городской одежде и обуви, поэтому не погнались за ними...
Обрадованные увиденным, мы поехали потихоньку в темноте с фарами к бабушке, в деревню Паник, что около Чагоды. Не стали заезжать в Ефимовское, потому что я там был, а Вася ещё будет на подстанции, там УЖД не очень интересная, да к тому же темно.
Приехали благополучно, обрадовали бабушку, поужинали и всё, спать. Как же там все-таки хорошо - одна тишина чего стоит... Только вдалеке собаки перегавкиваются, как обычно в деревне, да изредка повоет задним мостом вдалеке междугородный «Икарус»... Печка создает расслабляющее тепло, на ней мурлычет кошка... Тихо... Завтра предстоит собственно взятие Горнов, за которым мы сюда приехали....
День второй, 17 сентября 2000 г., воскресенье.
Итак, мы остановились на том, что, приехав в деревню Паник в субботу вечером, мы там и заночевали. Вечером мы с Василием спорили, на сколько ставить будильник. Я говорил, что поставить надо на шесть утра, чтобы успеть съездить в Чагоду на прибытие утреннего поезда Подборовье-Хвойная, подарить фотку тамошнему составителю, а заодно пообщаться с дежурной и посмотреть на прием/отправление поезда по жезловке. Наивный! Да, поставили вроде на шесть... Но не проснулись! Уж больно хорошо там спиться. Ну да ладно, об этом мы не пожалели потом.
В результате проснулись где-то полдевятого, позавтракали и тронулись на выполнение главной части нашего путешествия, собственно «взятие Горнов».
Перед описанием скажу несколько слов о самих Горнах. Горны - станция на линии Подборовье-Кабожа, 74 км. В настоящее время станция как бы законсервирована, то есть там ни души, только поезд «с тётками» делает там остановку. Горны нас манили заброшенной, но ещё вроде до конца не разграбленной (как нам казалось) инфраструктурой станции, а также неизвестным примыканием, которое, судя по карте, шло к узкоколейке. Ещё есть такой момент, что сама станция находится практически на границе Вологодской и Новгородской областей и поэтому рядом нет каких-либо больших населенных пунктов с устойчивой автобусной связью. А на поезде мы только мимо проезжали, так как он там один, и если выйти, то это значит зависнуть там на ночь. Поэтому давно хотелось походить там свободно, покопаться, так сказать...
Кроме того, примерно тремя километрами выше по карте, то есть ближе в сторону Чагоды, находятся остатки давно разобранного разъезда Приворот с ржавыми входными семафорами.
Ну вот, поехали мы, значит, из Паника через Сазоново на машине в Избоищи. Перед поездкой мы долго прикидывали, с какой стороны можно подъехать к Горнам. Нормальных дорог по карте поблизости вообще никаких нет. Можно было поехать по другому берегу р. Песь, через Бортниково, и совсем близко приблизиться к станции, но на пути стояла бы речка Песь. Надо было бы её вброд переходить, но, как говорится, не зная броду... Тем более что было уже не жарко, и я вообще один раз уже тонул... Поэтому решили двигать через поселок Избоищи, до которого из Сазонова идет нормальная дорога, а потом по обозначенной на карте грунтовке вдоль берега реки Кобожа до деревеньки Приворот и там действовать по ситуации.
Погода с утра немного хмурилась, было сыро, облачно, но нам было не выбирать. Выехав из Паника, через несколько километров сделали поворот налево, на трассу А114, проехали по путепроводу над разобранной узкоколейкой, сразу свернули направо в Сазоново, и, проехав его насквозь, попали на дорогу в Избоищи. Хоть дорога и асфальтированная, но сразу видно, что местного значения - шириной в полтора автобуса, и лес как-то ближе подступает... Уже ближе к посёлку лес расступился, и мы увидели, что Избоищи окружены большими (по нашим лесным меркам) полями. Проехав немного по поселку, заметив мост через р. Кобожу и не переезжая его, со второй попытки нашли правильный поворот направо, который вывел на ту самую грунтовку вдоль реки. Сразу пошла нефасадная часть посёлка, асфальт кончился, начались ямы и ухабы, пока ещё небольшие. Слева и справа полуразрушенные сооружения непонятного назначения, по обе стороны дороги - забор для коров, такой стандартный забор - столбы и две жердины. И никого нет... Вдруг слева замечаем жизнь, да ещё какую! Если честно, то такое и я в первый раз видел. На одной из таких территорий, которая, правда, была более серьёзно укреплена, в куче грязи лежали и рылись большие розово-грязные свиньи - штук 20. Чуть поодаль виднелось покосившееся здание фермы. Мы даже немного притормозили, полюбовались свиной свободой. А людей вокруг не было. Ну ладно, свиньи - так свиньи (сколько мяса!), поехали дальше. Избоищи постепенно кончились, кончились затем и коровьи огороды. Вперед бежала сухая желтоватая грунтовка. Я даже обрадовался - надо же, гораздо лучше, чем под Бокситогорском, такая ровная, что можно было ехать на третьей передаче. Было видно, что дорога укатанная и по ней частенько ездят. Но радость моя по поводу дороги была преждевременна: да, она была ровная, но периодически на ней встречались то огромные лужи, то размытые места с раскисшей колеёй для грузовика. Помня, что «Жигули» - не вездеход, и что еще неплохо было бы вернуться домой в Питер, приходилось перед каждым препятствием останавливаться, проходить по нему в резиновых сапогах, и, найдя путь, штурмовать препятствие. В одном месте по лесу была даже проложена, так сказать, шунтирующая низкий участок основной дороги обходная дорожка, почти тропинка, по которой только и удалось нам проехать.
В общем, едем мы, едем, штурмуем препятствия, а дорога всё не кончается, делает малопонятные повороты, которых нет на карте. Только мы начали всё чаще вспоминать истории, связанные с именем Ивана Сусанина, как впереди вроде бы немного расступился лес и показалась деревня Приворот. Не доезжая до самой деревни буквально метров 100, мы повернули направо на дорогу, ведущую по карте почти перпендикулярно к железной дороге. Эта дорога на карте обозначена хитро - сначала сплошной линией, после переходящей в слабенький пунктир. В чём мы и убедились спустя час...
Повернув, грунтовка повела нас через скошенное поле напрямик к опушке леса. Приехав туда, мы поняли, что машина дальше не пойдёт. На опушке стоял огромный тягач-лесовоз с большими колёсами, и вся дальнейшая дорога в лес была вусмерть распахана его этими колесами до такой степени, что и пешком-то было в некоторых местах пройти сложно. Увидев такое дело, я отогнал машину чуть в сторону, мы вышли, взяли карты, фотоаппарат Василия, я обездвижил машину путем снятия высоковольтных проводов системы зажигания, запер её, и мы углубились в лес.
Тут я пошутил по Жюлю Верну: «И вот, двадцать какого-то августа, в девять часов по Гринвичу, наши путешественники, взяв с собой съестных припасов, карты и лошадей, оставили свою яхту на восточном побережье Новой Зеландии и углубились в девственные дебри материка, где ещё не ступала нога человека...»
Оказалось, что лесовоз не очень далеко ездил в лес. Пройдя примерно 100 метров, мы увидели место, где пилили лес. Дальше по дороге в принципе можно было бы проехать на «Жигулях», но здесь, в отличие от предыдущих дорог, лес казался каким-то сыроватым, причём он был смешанный. И чем дальше мы углублялись в него, тем уже становилась эта дорожка. Шли довольно долго, а железной дороги всё нет и нет! Опять стали вспоминать проделки Сусанина, а ещё жалеть о том, что я не попросил приемник GPS Магеллан. Сначала дорогу в нескольких местах перегородили упавшие за-мшелые стволы, а потом она и вовсе превратилась в еле заметную тропинку. Но, тем не менее, она шла прямо, как и было нарисовано на карте. Вдруг замечаем, что на дереве прибита табличка:

Охота и натаск собак запрещены
Воспроизводственная зона


С одной стороны, мы обрадовались тому, что, значит, это всё-таки охотничья тропинка. Или тропинка лесника. Но воспроизводственная зона?... Кого, спрашивается, воспроизводственная?... Ясно - диких зверей! А зашли-то мы далековато, давно уже никто не встречался, с самых Избоищ... Думаю: сейчас как выйдет медведь - что мы делать будем? Но вроде звери осенью на людей не бросаются, сами боятся.
Ладно, идем дальше. Вдруг замечаем впереди просвет, как будто леса нету там. Обрадовались - вот там железная дорога, значит! Ага, сейчас! Там оказалось болото с хлипкими деревцами. Глянули на карту - в самом деле, эта пунктирная тропинка пересекает болотце. То-то я замечал, что лес сыроват и мох все больше и зеленее встречается. А тропинка тем не менее ведет прямо через болото. Ну, что делать? Охота пуще неволи, и стали мы прыгать с кочки на кочку, придерживаясь руками за деревца. Мне-то ещё хорошо было - у меня резиновые сапоги, а вот Василий в кроссовках мигом ноги промочил. Вообще говоря, плохо мы к путешествию подготовились. В смысле времени, одежды, еды и зверей...
Кое-как перешли через болотце; тропинка стала загибаться влево, а мы, придерживаясь прямого направления, взобрались на небольшой пригорок, покрытый хвойным лесом, и увидели наконец-то железную дорогу. Сбежав вниз по песочному откосу и перепрыгнув через водоотводящую канаву, мы остановились оглядеться. Слева неподалёку оканчивался тупиком путь, идущий из-за небольшого поворота параллельно главному. Как потом оказалось, это был конец вытяжного пути ст. Горны. Но в тот момент мы не знали точно, где находимся, так как думали, что заплутали. Немного поспорив, решили всё-таки пойти направо, предположив, что именно там находится бывший разъезд Приворот.
Ура! Наконец-то мы идём обследовать глухие места Октябрьской дороги! Идём, идём... Путь там, конечно, оставляет желать лучшего, прокатанные рельсы, куча надёрганных костылей. О! Что я вижу? Стыковой электрический соединитель! Такой, знаете, для цепей СЦБ. Что ему тут надо? Сразу догадываемся, что, значит, мы ещё находимся на участке приближения станции Горны. И действительно, так как мы в данный момент уходили от станции, то в начале S-образной кривой нам повстречался уже, естественно, не действующий предвходной светофор ст. Горны. После него стыковые соединители рельсовых цепей изчезли - все стало нормальным, нецивилизованным. Светофор, как положено по инструкции, был закрещен двумя планочками. Вася влез на качающуюся мачту светофора, открыл крышку и обнаружил там две новые светофорные лампы, ещё в упаковке. Они, наверное, лежат там уже несколько лет... Лампы мы трогать не стали, а пошли дальше, уже точно зная, где идём.
Надо заметить, что та дорога имеет явно выраженный профиль пути, то есть на глаз заметны подъёмы и спуски. После предвходного светофора пошел подъёмчик. Когда мы его одолели, то взору открылся спуск примерно такой же длины, в конце которого угадывались некоторые строения предполагаемого разъезда Приворот.
Вот идём тихонько, шлёп-шлёп по шпалам. Ну почему шаг шпал не кратен человеческому шагу? Ведь приходиться либо семенить, уменьшая шаг, либо, наоборот, шагать очень широко, опасаясь порвать штаны... Самое неприятное, что, идя по шпалам быстро, не очень-то можно смотреть по сторонам, - приходиться смотреть под ноги. Хотя это ерунда, я уже научился ходить по шпалам, угадывая их. Только для обуви это - испытание... Проходим 73 км. Пикетные столбики наставлены, как попало... Встречаются пикеты по 60-70 метров, может, даже меньше. Но все столбики есть. По пути встретилась малюсенькая избушка, буквально 2 квадратных метра площадью. Внутри валялись новенькие заготовленные пучинные карточки, костыли и нехитрый путейский инструмент.
Вот так и дошли. И в самом деле: перед нами на остатке прямого пути перед левой кривой на мост через реку расположился бывший разъезд Приворот. И тут нас ждал первый подарок!
Я давно уже заметил на Привороте ржавые семафоры с обоих концов разъезда, когда ещё неоднократно проезжал там на поезде. Всё правильно! И сейчас первым справа по ходу движения мы встретили разбитый входной семафор. В общем, ничего особенного: ржавая мачта, крыльев нет, фонарей нет или сильно исковерканы... Что интересно, у этого семафора мачта повалена и лежит вдоль пути в канаву. Но повалена как-то странно - заделка в фундамент не нарушена, а впечатление такое, что его тросом за верх схватили и потянули локомотивом. И у самого основания мачта просто согнута. Ну ладно, посмотрели, уже хотели было идти дальше, как Василий вдруг заметил в траве что-то белеющее. Я спустился в канаву и - о, радость фаната! - поднял целое, эмалированное, с одной стороны белое, с другой красное, крыло семафора! Я сразу сказал, что забираю его с собой. Оно совершенно не ржавое, так как целиком покрытое эмалью, только что немного выцвел красный цвет, ну совсем чуть-чуть. И совсем не тяжёлое - такой металлический штампованный лист длиной примерно полтора метра. Поэтому я вытащил его на бровку полотна и положил, чтобы взять с собой, когда пойдём обратно. Настроение сразу улучшилось в несколько раз! Я даже не предполагал заколлекционировать такую вещь.
Дальше, после входного сигнала, мы обнаружили следы стрелочной горловины, причём существующий сейчас там единственный главный путь так и остался в месте расположения старых стрелок лежать на длинных шпалах. Видимо, всё-таки разъезд был трёхпутный.
Слева возвышалось большое, как казалось издали, двухэтажное здание из красного кирпича. На самом деле это оказалась чем-то вроде водонапорной башни - на втором «этаже» до сих пор находится огромный бак, а на первом под ним какая-то система толстых труб, улитка центробежного насоса. Всё это основательно побито. И труба уходит куда-то под землю. Мы подумали, что это была скважина. И наружу этого здания тоже выходит труба, именно на сторону, обращённую к крайнему пути. Мы сделали смелое предположение, что здесь в свое время паровозы набирали воду.
Дальше до противоположной стрелочной горловины ничего не было. Только ближе к ней справа немного отступал лес, образовывая зелёную лужайку, на которой располагалось старое станционное здание. От него остались только стены и крыша. Я тщётно облазил всё здание, надеясь найти табличку станции. Один только нежилой дух, и от этого как-то жутковато...
Так мы дошли до дальней горловины станции. Там стояли остатки стрелочного поста, тоже очень маленькая избушка (чем меньше, тем теплее зимой). Сбоку валялся ручной привод стрелки без противовеса, который валялся по другую сторону пути. Вася, смеясь, посоветовал и его мне прихватить.
Зря он так смеялся! Потому что, пройдя дальше за левую кривую, мы дошли до входного семафора со стороны Чагоды. У него мачта не была согнута, а стояла прямо. Там мы впервые близко рассмотрели конструкцию фонарей (а потом в Паровозном музее я окончательно разобрался). Тех самых фонарей, которые в ночное время должны быть зажжены под светофильтрами сигналов крыльев. Раньше ведь не лампочки были, а настоящие керосиновые фонари! Спрашивается: а как же их зажигали на высоте мачты семафора, ведь лестницы наверх к крыльям нет? Оказывается, два этих фонаря в таких железных коробках закреплены на общей раме и могут опускаться вниз вдоль направляющей из стальной полосы, проходящей по мачте семафора. Внизу стоит барабан со стопорным храповым устройством, на него намотан трос, идущий наверх к коробкам с фонарями, дальше через верхний блок вниз к чугунным продолговатым грузам-противовесам. Вот такая хитрая механика. Но самих фонарей мы нигде не встретили.
Да, почему Вася зря смеялся-то? Да потому, что у второго семафора нас ждал ещё один подарок - ещё одно крыло семафора в канаве! Причем оно было уже в сборе, то есть само крыло, привинченное к стальной траверсе, которая насаживалась на ось вращения и с другой стороны которой находился круглый чугунный противовес. Тот самый маленький кружочек на палочке, что всегда рисуют с противоположной стороны крыла.
С такой радости я даже встал посередине пути рядом с вертикально поставленным этим крылом, и Вася нас сфотографировал!
В общем, я сказал «хочу!», и мы его попёрли... Ух, я вам скажу, и тяжеленный этот «маленький кружочек»... Еле-еле мы, меняя руки, донесли его до уровня станционного здания и спрятали в канаве. Решили, что идти дальше с ним невозможно, а вот к станционному зданию из леса выходила дорожка. И мы решили потом, когда будем возвращаться на машине, поискать её, и, подъехав непосредственно туда, забрать крыло.
Я ещё забыл сказать, что рядом с обоими семафорами остались стоять обычные натяжные устройства тросовой системы - такие здоровые грузы на рычагах с блоками. А привода управления там уже ни одного не было. И еще я удивился, что не заметил никаких столбиков с роликами, по которым обычно тросы проходят от поста управления до семафора.
Всё, здесь мы всё осмотрели, набрали кучу подарков и пошли обратно уже непосредственно обследовать ст. Горны. Я не забыл подобрать отложенное ранее легкое крыло первого семафора, так его и нёс.
Вот опять прошли предвходной светофор станции, дальше остановились у того самого тупика, рядом с которым вышли из лесу. Там я бросил в канаву крыло семафора, потому что всё равно возвращатся мы будем там, а Василий вынул бумажку с ручкой и начал подробно, с указанием километров, пикетов и сигналов, рисовать схему станции.


После небольшой кривой открылся вид на мёртвую станцию. Станция была довольно крупная - пути четыре или даже пять (не помню точно), и длинная. В лучах повернувшего к закату солнца блестела колея единственного живого главного пути, остальная территория представлялась ровной площадкой с желтой короткой травой и ржавыми путями. Над этим всем возвышались мачты слепых выходных светофоров с открытыми крышками и поэтому видными напросвет дырками вместо ламп. Но, подойдя поближе, мы увидели, что все светофоры ещё, в общем, целы, даже карликовые, сохранились даже таблички с обозначениями.
В обеих горловинах станции на боковые пути сложены части разобранных стрелок. Такое сейчас часто можно увидеть. Все ящики с релейной аппаратурой, естественно, разбиты, рядом в аккумуляторных ящиках - разбитые аккумуляторы, вокруг валяются их пластины... Также встретились несколько маленьких пустых избушек с путейскими приспособлениями.
Вот мы уже практически дошли до станционного здания слева от путей, ближе к концу станции со стороны Кабожи. Слева началась то ли недостроенная в свое время, то ли разобранная довольно длинная пассажирская платформа из больших бетонных блоков, сложенных друг на друга. Вот и вокзальчик. Здание уже современное, сложенное из белого кирпича. В нем и вокзал был, и товарная контора, и помещение дежурного, и релейная. На окнах даже есть целые стекла, но все окна забиты решетками из железных прутьев. То есть якобы станция законсервирована, но на самом деле внутри все разбито и разграблено, на стенах всякие надписи и т. д., и т.п. Заглянув в самое интересное помещение - дежурного по станции, - мы увидели стоящий посередине комнаты пульт станции с мнемосхемой путевого развития и всякими кнопочками. Но от пульта остались только железный остов да лицевая панель. Жезлового аппарата, к сожалению, там не осталось ни одного. Зато на полу мы увидели кучу старых бумаг, газет, мусора. Захотелось там покопаться с целью узнать, в какой примерно год станция ещё работала. Но - что странно! - помещение дежурного не имело двери внутрь в остальные помещения. А входная дверь была забита во-о-от такими гвоздями! Тут ловкий Василий забрался по оконной решётке наверх и перекидом, еле-еле, но протиснулся в щель между верхом окна и решёткой. И оказался там внутри. С его помощью открыли дверь и посмотрели бумажки. Оказалось - ничего интересного: какие-то инструкции под роспись о применении средств радиосвязи, товарные документы, старые газеты. Почти все документы были 1997 года, из чего мы сделали вывод, что эта станция, оказывается, закрыта совсем недавно. Поэтому у нее ещё не совсем заброшенный вид. На пульте станции путь, ответвляющийся по карте к узкоколейке, так и назван - на перегруз.
Потом мы залезли с другой стороны через дыру в двери в помещение вокзальчика. Там все было пусто и ничем не примечательно. Надписи на стенах свидетельствовали о ночевавших здесь путешественниках из разных мест - как из Сазонова, так и из Хвойной...
И тут ждал нас ещё один подарок - жезловый аппарат! Почти целый, с красной звездой! Валялся просто так среди всякого мусора в зале ожидания. Мы его немедленно вытащили и поставили пока на платформу этой красной звездой в сторону путей... Вернулись обратно внимательно посмотреть, а не валяется ли где-нибудь жезл. И тут - чу! Слышим - идёт поезд. Эх, где мой фотоаппарат был... Так и есть: идёт грузовой поезд, во главе - «двойная Машка». Из Кабожи в Огарёво. Мы присели за окнами, чтобы нас не заметили, но всё равно, по-моему, заметили. Машинист из кабины удивленно посмотрел на жезловый аппарат на платформе, а потом, поглядев подальше, кажется, прямо на меня посмотрел. И ещё у них кто-то в задней кабине ехал, тоже посмотрел. Ну ладно, ничего... Ничего, что с «Машкой», вот если бы там ехал паровоз, а я без фотоаппарата, то я, наверное, с расстройства умер бы...
Осмотрев станционное здание и не найдя более ничего интересного, мы вылезли и пошли дальше осматривать примыкание. На южном нечётном входном светофоре и входном светофоре с примыкания остались еще светофильтры, а крышки были открыты. Поэтому на солнце светофор светился как бы всеми огнями. Это толкнуло Василия на шуточную идею: «Вот бы здесь провести провода ко всем светофорам, поставить лампы и зажечь их, как на нормальной станции. И в тёмное время машинист поедет, а перед ним, как обычно, понизу куча синих маневровых, вдалеке красные выходные с боковых путей и ярко светит зелёный выходной с главного. Или сделать входной на боковой путь, а пути-то и нет!»
Сам ширококолейный путь от станции на перегруз уже снят, хотя Василий вспомнил, что вроде ещё в прошлом году он был. Но мы всё равно пошли туда по пустым шпалам. Прошли, как по карте, приблизительно два километра, и нашему взгляду открылась большая площадь, вся заросшая травой. Никаких намёков на ж/д пути там больше не осталось. Остались только две большие стационарные торфоперегрузочные машины. От узкоколейки тоже не осталось ни следа, хоть ясно было видно по перегрузочным машинам, что там разгружались именно узкоколейные вагончики. Следовательно, мы сделали такой вывод, что пока работала УЖД, то на станции была большая работа по формированию поездов. А когда УЖД не стало, то не стала нужна и станция Горны, и её законсервировали.
Надо сказать, что к этому моменту мы порядком устали. Уже было около трёх часов дня, а позавтракали мы несильно и последнее бывшее у нас с собой яблоко съели между Приворотом и Горнами на рельсах. Если честно, то почему-то, надеясь на машину, мы не думали, что так долго будем ходить пешком, а, как оказалось, пришлось.
Вернулись опять на станцию. Стали думать, как нам взять жезловый аппарат - он тоже тяжёлый и очень неудобный для переноски. А у нас ничего не было с собой. Поэтому, скрепя сердце, мы запихнули этот аппарат под одну из плит пассажирской платформы в надежде когда-нибудь его оттуда забрать. Он лежит там и по сей день. Если кто туда приедет раньше меня - забирайте, только сообщите, чтобы я не ездил лишний раз. Хотя я понимаю, что такое барахло мало кому нужно.
Всё, пошли обратно! Дошли опять до тупичка, я взял оставленное крыло семафора. И опять пешком через болото, по охотничьей тропинке через лес вышли мы к машине. Она там стояла нетронутая, а поблизости уже вовсю работал тот лесовоз, грузил лес на «Камазы». Чтобы не смущать людей видом семафора, я немного оббежал по лесу и вышел с другой стороны. Еле запихнул этот «подарок» в багажник. Это с виду он маленький, а так еле влез по диагонали в багажник «Жигулей» .
Немного передохнув, поехали обратно. Но не до конца. Выехав на грунтовку в Избоищи, мы думали поискать повёртку (это так по-вологодски), которая приведёт к разъезду Приворот. С этой целью свернули в первую попавшуюся повёртку. И она как раз и оказалась той дорогой, что выходила к станционному зданию Приворота. Подъехали туда, сетуя на то, что с самого начала надо было так ехать, но кто же знал - на карте эта дорога не обозначена. Вылезли, пошли, достали из канавы спрятанное второе полноразмерное крыло семафора в сборе. Приложив его к машине, я убедился, что оно не только в багажник, но и в салон не поместится. Тогда с помощью автомобильных ключей мы быстренько отвинтили тяжелый противовес и дали свободу вращения планке, на которой он держался. После загиба планки длина крыла уменьшилась примерно на 30 см, и его удалось запихнуть в салон по диагонали, откинув спинку правого переднего сиденья. То есть сама траверса крыла упиралась вниз, там, где обычно ноги правого пассажира, а красный круг на конце крыла гордо возвышался на спинке заднего сиденья. Но все-таки забрали! Вот что жадность с людьми делает!
Всё, едем домой, времени уже полпятого вечера, а у нас ещё задумка заехать по пути в Питер в одно интересное место... Без особенных приключений добрались той же грунтовкой до Избоищ, свиней в загоне уже не было - видимо, спать ушли. Машина после форсирования грязевых луж грязнющая по уши, даже стыдно, но ничего!... А к вечеру наладилась ясная солнечная погода, и когда подъезжали к посёлку, - просто красота, какие места! Синее небо, зелёный с желтизной уже лес, светлая сухая дорога извивается по берегу текущей внизу речки с блестящей тёмно-синей водой... Так уезжать не хотелось... Ну, что ж делать. В Сазоново купили съестных припасов бабушке - и быстро в Паник. Уже пять с чем-то. Или шесть даже. Пока пообедали, переоделись, попрощались, - в общем, так поздно я ещё оттуда не выезжал!
Эх, до свидания, Паник! Мы обратно в Питер. С собой взяли неполное крыло семафора в багажнике, а полное я оставил пока там. В следующий раз увёз его на прицепе. Вместе с картошкой. Кстати, насчёт крыла в багажнике. Уже возвращаясь, мост через Волхов в Иссаде мы проезжали в полпервого ночи. Естественно, нас остановили для проверки документов. Я всё показал, «гай» посмотрел и спрашивает: «Машина укомплектована?». Я, мол, не понимаю, что такое. А он объясняет: «Ну, аптечка, огнетушитель, знак аварийный остановки..» Дык меня чуть на смех не разобрало, думаю, сейчас багажник открою, а там - та-а-акой знак аварийной остановки! Кстати, может, мне повезло, что при двух проверках не попросили открыть багажник? Интересно, что бы они подумали, увидев, что человек везёт часть прибора железнодорожной сигнализации? «Гаи»-то не в курсе, что это теперь редкость большая. А если бы меня задержали?..
На обратном пути мы захотели заехать в пос. Заборье. Там одноимённая станция северного хода (Волховстрой - ... - Пикалево - ... - Подборовье - Заборье - Тешемля - Бабаево). Но самое примечательно там - это до сих пор действующая лесовозная узкоколейка, идущая в леса на се-вер на сто с лишним километров.
С трассы А114 поворот на Заборье и Подборовье находиться в пос. Сомино. Там мы и поехали. До Сомино из Паника 40 км, там до Заборья еще 25. Дорога в Заборье в одном месте проложена прямо по большому болоту и, видимо, с нарушением технологии. Это такой прямой участок длиной примерно 6 км. Стоят знаки ограничения 40. И не зря! Такого я тоже ещё не видел - асфальтовая дорога вся в продольных трещинах и осевшая слоями, как плохой пирог. Образуются такие ямы с плавными краями, но глубокие, иногда просто провалы. И быстро ехать на самом деле очень опасно - машину начинает сильно бросать...
После развилки на Подборовье автодорога пересекает однопутку Подборовье-Кабожа (по которой мы сейчас ходили) у последнего о.п. - деревни Васьково. От Васькова до Заборья идёт уже грунтовка, но широкая и твердая. Посередине этой дороги мы прихватили до по-сёлка попутного дедушку, который с удовольствием рассказал, как проехать на УЖД, что пассажирский отправляется до деревень по утрам в понедельник и пятницу. Точное время он затруднился сказать.
Да, в Заборье есть УЖД станция, причем довольно большая. Только мы её посмотрели очень-очень быстро, так как уже порядком торопились обратно в Питер. И уже совсем стемнело. На станции стояло несколько составов из лесовозных вагонов-роспусков с хлыстами леса. Тягового подвижного состава мы не видели. Нашли домик диспетчерской. У проходящей женщины спросили об отправлении пассажирского поезда. Она подтвердила информацию дедушки о том, что отправляется по понедельникам и пятницам примерно в 10-11 утра. Причём добавила одну немаловажную деталь: «А вот когда магазин загрузят, так и поедут». Получается, что для снабжения удалённых деревень пользуются вагоном-магазином! И там живут люди. Это дает надежду, что узкоколейка ещё не умирает! Мы сразу запланировали приехать как-нибудь ночным поездом в Заборье и прокатиться по узкоколейке в дремучих лесах.
Ну ладно, посмотрели, успокоились, стемнело окончательно, уже восемь вечера, а мы фиг знает где... Всё интересное закончилось, осталась долгая и трудная ночная дорога домой. Ох, не ездите на машине по ночам! Это так напрягает, да и опасно. Хотя некоторые любят... Как я выдержал - сам не знаю, но, в общем, в Питере мы были в два часа ночи, глаза шестигранные от бесконечного вглядывания в дорогу, но зато полные счастья!

Фотографии: Василий ТУРЧЕНКО

ИЗ АРХИВОВ «МЛАДШЕГО БРАТА»
«Младший Брат» - всё об узкоколейках России, Прибалтики и СНГ (http://narrow.da.ru)

Заборье (станция примыкания к линии широкой колеи) - разъезд 15 км - Белая (ветка на Бор) - Красноборский. Длина всех линий системы 111 км, из них 22 км не используются. Лесовозная дорога. Имеется пассажирский поезд из одного вагона до Красноборского, который ходит по понедельникам и пятницам (в составе имеется вагон-магазин). Поезд выходит из Заборья в 11.00, возвращается обратно в 16.30. По некоторым данным, он может доходить до Ойозера. Летом иногда ходит и по выходным. В пути находится почти 3 часа. Еще в 5 часов утра из Заборья куда-то идёт мотовоз неизвестной модели и с неизвестным номером.

Тихвин (станция примыкания к линии широкой колеи) - Красава и далее с двумя ветками -- к востоку и к югу; тяга мотовозная, было регулярное пассажирское сообщение (М. Семёнов).

 «« Оглавление...



Мнение авторов не всегда совпадает с мнением редакции.

Хостинг от uCoz