| ||||
Эльмар АЛИЕВ (Баку, Азербайджан)АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ БАМ
На Азербайджанской железной дороге есть линия Евлах-Белоканы, которую в Азербайджане гордо прозвали Азербайджанским БАМом.
Естественно, ни по протяжённости, ни по значению, ни по угробленным средствам сравниться со своим «старшим братом» он не может. Особенности, за которые эта линия получила своё прозвище, таковы: тяжелый профиль пути, из-за чего даже поезд среднего веса ведёт тепловоз 3ТЭ-10М или же сплотка из двух 2ТЭ-10М; тяжелые условия строительства, и главное - те же разочарования в итоге. Дорога строилась изначально для вывоза полиметаллических руд с место рождения в Белоканском районе Азербайджана. Но дорогу построили, а месторождения так и не стали разрабатывать. В итоге через несколько лет эту линию хотели закрыть, но здравый смысл возобладал: ведь, кроме месторождения, эта линия обслуживает ещё пять районов Азербайджана! Дорогу ввели в эксплуатацию в 1986 году. Она представляет из себя линию длиною более 160 км, полностью однопутную, на тепловозной тяге. На линии имеются два разъезда и четыре станции. Особенностью этих станций является то, что они находятся на порядочном расстоянии от одноименных населённых пунктов, и только в Белоканах дорога подходит к черте города. Изо всех раздельных пунктов только станция Шеки имеет более-менее развитое станционное и путевое хозяйство. На станции Белоканы имеется пункт технического обслуживания (ПТО) для тепловозов. Участок оборудован полуавтоматической блокировкой. Его обслуживают тепловозы депо Гянджа, которые базируются на станции Евлах. Раньше бегали тепловозы ТЭ-3, а теперь их заменили 2ТЭ-10М и 3ТЭ-10М. Впрочем, изредка можно увидеть и ТЭ-3. На станции Шеки имеется путемашинная станция. Кроме того, на участке есть станционные маневровые тепловозы ТЭМ2 и ТЭМ-2М (базируются на станциях Шеки, Закаталы и Белоканы). Только станция Шеки имеет семь путей, а Белоканы – шесть. Остальные две станции имеют всего по три пути. На участке обращается один пассажирский поезд Баку – Белоканы, который на станции Евлах меняет направление движения (последний вагон становится первым). Кроме этого, на участке ещё имеются один-два грузовых и один сборный поезд. В последнее время появились надежды на возрождение этого участка, связанные с развитием туризма и экономики Белоканского региона. Есть даже планы соединения Белоканской линии с Грузинской железной дорогой, но это – на будущее. Из всего написанного можно сделать вывод, что линия Евлах - Белоканы – ничем не примечательный, захудалый малодеятельный участок, которых в бывшем СССР сотни. Да, это верно. Но стоит увидеть её воочию, и ваше мнение радикально изменится! Ведь линия проходит чуть ли не по самым красивым местам Азербайджана. Это огромные горные лесные массивы на фоне огромных и красивейших снежных хребтов, и на фоне хребтов – железная дорога Евлах-Белоканы, Азербайджанский БАМ. Карта: Д. Зиновьев «« Оглавление... Мнение авторов не всегда совпадает с мнением редакции. | ||||