Обратно к: » Оглавление » Другие выпуски
 Выпуск 6 » Июнь 2004 года


Д. ФОКИН

ПОЛЬСКИЕ ТЕТРАДИ

Не в наших правилах публиковать в одном номере журнала более одного материала, относящегося к железным дорогам зарубежья. Но для репортажа Д. Фокина мы решили сделать исключение. Описываемое им зарубежье неоднократно переходило от России/СССР к Польше и обратно и в настоящее время связано с прилегающими странами СНГ многочисленными культурными, торговыми и, конечно,железнодорожными связями. В некотором роде это взгляд на "наши" железные дороги с другой стороны границы. - Ред.


Семафоры на ст. Верхрата »» 

Волею судеб и обстоятельств я провел пару отпускных недель в августе 2003 г. в восточной Польше, посвятив значительное время исследованию железнодорожных особенностей региона.
Моими штаб-квартирами стали два маленьких городка: Красноброд и Казимерж-Дольны, причём если последний уже хорошо известен как в стране, так и за рубежом, и привлекает туристов не только из Польши, но и из других стран и славится своими литературно-художественными традициями, то первому ещё только предстоит туристический бум. На- до сказать, что возможности Красноброда как туристического центра с экологической направленностью широко рекламируются и активно продвигаются на местном и государственном уровне через различные программы развития Европейского Сообщества.


 ««  Тепловоз 2М62У-0161 на перегоне Хрубешув–Изов

День первый. Хрубешув-Замосць
Проведя несколько дней в Люблине и посвятив их самосовершенствованию в культурном плане (только в один из этих дней была совершена поездка по Наленчовской узкоколейке), я выдвинулся в Красноброд, в 120 км к югу от Люблина. Надо сказать, что отличительной чертой польских дорог является не их качество (улучшающееся с каждым годом), не наличие или отсутствие указателей, не правила дорожного движения, а. . . узость. В массе своей автодороги, даже весьма магистральные, имеют лишь по одной полосе в каждую сторону, причём широкие обочины характерны лишь только для главных дорог. Ещё одна особенность — огромное количество знаков, ограничивающих скорость: так, например, от Люблина до Замосця (90 км) практически на всем протяжении разрешённая скорость не более 60 км/час (из-за множества населенных пунктов; а штрафы в Польше не маленькие: сотни злотых!)

Ст. Вербковице »» 

Ещё одна особенность (а может, приятное правило?) — вежливость водителей. Если водитель впереди идущей машины (любой, хоть легковой, хоть фуры с прицепом) видит, что ты хочешь её обогнать, а места мало, то он непременно сбросит скорость и примет по возможности вправо. А обогнавший всегда поблагодарит коротким включением "аварийки". Однако вернёмся к железной дороге. Добравшись к полудню до Красноброда и разместившись, я решаю, что есть после чревоугодия предыдущих дней совершенно не хочется, обед пропущу, а поеду-ка лучше сразу на обследование окрестностей. В мои планы на ближайшие несколько дней входил осмотр линии широкой колеи (так называемую "серно-металлургическую линию", LHS, длинной чуть менее 400 км), линии Хелм­Влодава, а также, по возможности, приграничных линий и станций.
LHS (Linija Hutniczo-Siarkowa, ныне Linija Hutnicza Szerokotorowa) — самая длинная из линий колеи 1520 мм, построенных во времена СССР к металлургическим заводам в восточноевропейских странах. Существовали проекты продления этой линии далее до Праги и Лейпцига, а совсем недавно, в 2001 г., обсуждался проект продления линии до чешского города Богумин.
В настоящее время, после периода относительного упадка, линия работает вполне активно, пропуская порядка 5 пар грузовых поездов в сутки. Помимо перевозки руды и угля в западном направлении, достаточно большое количество отпра- вок осуществляется с ряда терминалов на линии в восточном направлении (неоспоримое преимущество такой перевозки — отсутствие перегруза на границе).
В "советские" времена, кроме руды и чугуна, по этой железной дороге возили и пассажиров. Имелся поезд Магнитогорск­Олкуш (к сожалению, когда именно он ходил, выяснить не удалось). После развала СССР пассажирское сообщение просуществовало недолго: в начале­середине 1990- х гг. здесь ходили поезда Олкуш­Москва и Олкуш­Львов с "челноками".
На большем своем протяжении линия проходит парал- лельно линиям колеи 1435 мм, обходя крупные города. В первый день я решаю осмотреть LHS от пограничной станции Дорохуск до Замосця, а заодно познакомиться с маленькими польскими городками на пути.
LHS начинается на переходе Изов­Хрубешув от пограничного моста через Буг. Линия пересекает границу в полном одиночестве, путь здесь не совмещённый. На станцию Хрубешув поезда приводят локомотивы УЗ, в основном 2М62.


 «« Ст. Звежинец. Глухое пересечение

Пассажирская станция Хрубешув расположена несколько в стороне от грузовой станции, на окраине города. Интерес- но, что Хрубешув получил права города ещё в 1400 г. от Владислава Ягеллы. Станция явно была построена на перспективу, что не оправдалось. В настоящее время существует только один пассажирский поезд из одного вагона по маршруту Замосць­Хрубешув.
От Хрубешува до Замосця LHS идёт параллельно линии стефенсоновской колеи через городок Вербковице; эта станция практически заброшена, (хотя и сохранились семафоры), но вокзал впечатляет.
Следующая станция — Мёнчин; на LHS здесь разъезд, а станция линии европейской колеи — в запустении. Около вокзала был обнаружен шикарный заброшенный яблоневый сад, причём большая часть плодов была уже созревшей, и каждые пару минут раздавался стук падающих яблок.
Замосць LHS обходит широкой дугой с севера и, расходясь и сходясь с линией 1435 мм, в определённый момент пересекает её в одном уровне. Видно, что на обход Замосця идёт также и линия 1435 мм (заброшенная), и из соображений безопасности стрелка переведена на обходной путь. На обходе Замосця LHS по мосту пересекается с заброшенной линией 1435 мм. Вокзал в городе находится несколько в отдалении от центра города и довольно мрачен.

Хмельник. На мосту узкоколейки »» 

День второй и третий. Замосць-Сенджишув
Город Замосць, внесенный в перечень мирового наследия культуры ЮНЕСКО, был построен в 1580 г. на деньги Великого коронного канцлера Яна Замойского по проекту ита- льянского архитектора Бернардо Морандо. Замосць является примером идеального города: никогда и никем не взятая крепость, научный центр и центр торговли с Востоком.
К западу от Замосця на LHS расположены станции Завада, Щебжешин и Звежинец, в котором есть ещё одно глухое пересечение с линией на Хребенне. LHS оставляет эти станции несколько в стороне, отдаляясь от них сотню другую метров. После платформы Тересполь-Билгорайский находится крупная станция Билгорай с наливным терминалом. Сам город в XVIII­XIX вв. славился своими ситными мастерами: ежегодно город отправлял в различные страны до 700 тысяч сит.


 «« Мост через р. Сан

После Хуты-Деренговской линии 1435 и 1520 мм расходятся, и LHS по весьма внушительному мосту пересекает реку Сан. Двигаясь далее вдоль LHS, после города Нова Демба я пересёк частично закрытую линию Тарнобжег­Жешув, где обнаружил сюрреалистические останки станции МайданКрулевский.
В Майдане меня подстерегала ещё одна автодорожная неожиданность: трасса, обозначенная как региональная дорога средней важности с твёрдым покрытием, внезапно пре- вратилась в щебёночный грейдер, причём со всей дорожной атрибутикой: знаками, указателями и километровыми столбами.

Ст. Сенджишув. Путь LHS — крайний справа »» 

Примерно посередине LHS расположена одна из самых крупных станций: Воля-Барановская. Ещё одна станция на LHS — Сташув, причем ж. д. колеи 1435 мм здесь электрифицированная, но пассажирского движения нет.
После города Хмельника LHS живописно пересекается с неработающей узкоколейкой примерно в одной точке с автодорогой.
Город Енджеев LHS обходит с юга; вокзал в городе весьма непримечательный, однако здесь начинается частично действующая Понидзийская узкоколейка (Енджеев­Пиньчув­ Вишлица). Ещё одно красивое место — платформа Поток, уже после Енджеева.
Последней точкой посещения был город Сенджишув, где расположены крупная станция LHS и пункт перестановки тележек вагонов. На станции в это время стоял готовый к отправлению поезд из порожних полувагонов. Дождавшись прибытия с перегона встречного рабочего поезда, состав отправился на восток.


 «« Ст. Хелм. Паровоз Ol49

День третий. Хелм-Влодава
В былые, ещё довоенные времена существовал меридиональный железнодорожный ход Кёнигсберг­Элк­Белосток­ Брест­Влодава­Хелм с дальнейшим выходом на Львов. Поезда в те времена состояли из вагонов 1, 2 и 3 класса, использовались паровозы Ol1 и Ti4.
В районе Влодавы линия пересекала по мосту реку Буг. Станция Влодава располагалась на правом берегу реки, а город Влодава ? на левом. После изменения границ станция и город оказались разделены линий границы, и на польской территории была построена новая станция Влодава. Таким образом, образовались две станции в разных государствах, но с одинаковым названием. Во время второй мировой войны мост был разрушен и так и не восстановлен. В результате образовалось две тупиковые линии, существующие и поныне: в Белоруссии это Брест­Влодава (хотя населенный пункт назы- вается Томашевка), а в Польше Влодава­Хелм. Трасса линии через границу хорошо видна на карте.
От Бреста до Томашевки линия была перешита на колею 1520 мм; там есть пригородное движение (несколько пар дизель-поездов в сутки), достаточно активное дачное строительство. В Польше от Влодавы до Хелма линия с 2003 г. закрыта для пассажирского движения, осталось только эпизодическое грузовое. С белорусской стороны мало что уже напоминает о дальнейшем прохождении линии за Томашевку, а вот с польской стороны следов несравненно больше. Итак, начнем с города Хелма. Город основан в первой половине XIII в., во времена правления владимирско-галицкого князя Даниила и помимо своих архитектурных памятников, известен меловыми подземельями - сложным лабиринтом коридоров и камер, выдолбленных в залежах мела под хелмским старым городом.
Станция Хелм, начальная станция ветки на Влодаву, — крупный железнодорожный узел, где, помимо европейской колеи, есть и ввод колеи 1520 мм от пограничного перехода Дорохуск­Ягодин. Сама станция была недавно перестроена, вокзал на редкость удобен и функционален. Здесь же на станции стоит на вид вполне работоспособный паровоз Ol49. Автомобильно-железнодорожный пограничный переход Ягодин­Дорохуск поражает своей многокилометровой очередью трейлеров из Европы на Украину.

Ст. Влодава »» 

Далее от Хелма в сторону Влодавы расположены станции Руда-Опалин (небольшой разъезд), Ухруск (значительно большая станция с путевым развитием и подъездными путями от предприятий; в соответствии с расписанием 2002 г., последним годом пассажирского сообщения на линии, от станции было ежедневно 3­4 пары пригородных поездов до Хелма и одна пара поездов Хелм­Влодава) и Зобибор (разъезд, где во время войны был концентрационный лагерь).
Конечная станция линии, Влодава, расположена на приличном удалении от городка Влодава, когда-то важного тор- гового центра. В настоящее время в городе ежегодно проводится фестиваль трех культур: католической, православной и иудейской.


 «« Окрестности Хребенне © Д. Зиновьев

Однако железнодорожный путь на станции не заканчивается, а продолжается в сторону границы. Рельсы здесь уже, конечно, давным-давно не используются и лежат ржавые, но путь весьма капитален, и насыпь построена явно под два пути (на месте возможного второго пути проходит грунтовая дорога). Наконец, показался тупик, и железнодорожный путь закончился, хотя высокая насыпь, перпендикулярная долине Буга, идёт дальше к реке.
Через 300­400 метров, а может, и чуть более, показался пограничный столб. Там, где стоит столб, насыпь резко обрывается: здесь начинался мост. От пограничного столба к реке не очень крутой спуск, густо заросший орешником. Спустившись непосредственно к реке, я вижу противоположный белорусский берег и немногочисленные фрагменты элементов моста в реке. На белорусском берегу сквозь деревья проглядывает просека по трассе бывшей железной дороги, и можно увидеть укреплённую камнем часть берега, где, видимо, были устои моста.
День четвёртый и пятый. Хребенне и Пшемысль
Большая часть времени в эти дни была посвящена отдыху, наслаждению природой Росточе (так называется местность южнее Люблина) и поездке в Пшемысль ? один из самых красивых городов юго-востока Польши. Однако и про железную дорогу я не забывал. Посещая маленькие городки и спускаясь вдоль границы с Украиной к югу, я обнаружил несколько железнодорожных достопримечательностей. Выехав из Красноброда и проехав курортный городок Сусец, где станция похожа на прибалтийские, миновав Томашув-Любельский с его красивейшим костёлом из можжевельника, я выезжаю на трассу Люблин­Рава-Русская.
Дорожная обстановка резко меняется: это не тихие местные дороги, а оживлённая международная трасса с множеством трейлеров и автомобилей с украинскими номерами. Я отмечаю, что если поляки едут в зависимости от собственной смелости (кто — по правилам, а кто и лихачит), то украинцы — самые дисциплинированные, жмутся к обочине и демонстративно пропускают вперёд.

Ст. Мальховице »» 

По дороге заезжаю на станцию Бельжец на ли- нии Звежинец­Хребенне­Рава-Русская. Здесь выполняются основные операции с прибывшими грузовыми поездами с Украины; ближе к границе крупных станций уже нет, только разъезды или пассажирские платформы.
Здесь произошёл ещё один забавный случай. Видимо, несколько ранее через станцию проходил поезд. Из здания вокзала вышли трое украинцев, мужчина и две женщины. На привокзальной площади их поджидала "шестёрка" с львовскими номерами. Водитель "шестёрки" явно обратил на меня внимание, когда я подъехал. Я походил вокруг вокзала и вернулся к машине. Украинцы отъехали, я — следом, едем в одну сторону, к границе. "Шестёрка" идёт километров 50 в час, впритык к обочине (а дорога ближе к границе превращается в четырёхполоску с отличным покрытием). Я пристроился сзади, не обгоняю. . . Смотрю: украинцы резко сворачивают на заправку! Я проехал мимо. По дороге попалась ещё одна станция, вернее, разъезд Лубыча-Крулевска, которую, естественно, мне тоже захотелось сфотографировать. Только я отъезжаю от станции, как передо мной проехала знакомая "шестёрка"! Получилось, что не хотел я, а опять еду за украинцами. Тут, похоже, у них сдали нервы. Думали, наверное, что их бандиты "пасут". Украинцы резко развернулись через две сплошные полосы (за это по польским законам грозит чуть ли не повешенье за ребро!) и газанули обратно.


 «« Окрестности Пшемысля © Д. Зиновьев

Ближе к пограничному переходу началась обычная очередь из трейлеров. День уже клонился к вечеру, и многие водители разводили свои походные примусы для приготовления пищи. Чувствуется, стоят они здесь по нескольку дней. Пограничная станция Хребенне — маленькая платформа и вокзальчик. Через эту станцию летом проходили две пары поездов Рава-Русская­Люблин и один поезд Вроцлав­Замосць. Дело в том, что от Равы-Русской к польской границе идут две линии: одна — севернее на Хребенне, другая — южнее на Верхрату, причём на Хребенне от Равы только 1435 мм, а на Верхрату — только 1520 мм. Получается как бы две стороны равностороннего треугольника, а третью сторону образует линия 1435 мм Хребенне­Верхрата по польской территории непосредственно вдоль границы. Вот по ней-то и проходит поезд из Вроцлава, причем и туда, и обратно — ночью. Вдоль этой линии на некоторое расстояние можно проехать по автодороге. Там с пригорка открывается вид на автопереход. На северо-восток от Хребенне в 1941 г. была построена соединительная ветка европейской колеи до не существующей ныне станции Поддубче (село Поддубное). Когда именно эта ветка была разобрана, нам неизвестно. - Ред. Станция Верхрата находится в 5­6 километрах югозападнее Хребенне, однако непосредственно проехать вдоль границы, кроме как на единственном поезде, невозможно. Линия широкой колеи после действующего перегруза не заканчивается, а идёт дальше параллельно европейской колее (правда, не используется). Через несколько километров после станции Горынец-Здрой широкая колея поворачивает вновь к границе и, судя по карте, заканчивается в лесу. В Верхрате — раздолье для любителей семафоров, которых здесь предостаточно. По дороге от Верхраты к Пшемыслю я проезжаю один из маленьких курортных городков Горынец-Здрой.
Наконец, вот и Пшемысль, один из самых красивых городов юго-востока Польши, живописно расположенный на высоких холмах по обеим берегам реки Сан. Город находится примерно в 10 км от украинской границы; здесь расположен самый крупный железнодорожный переход времён СССР (да и сейчас, пожалуй): Мостиска­Медыка. В былые времена здесь обрабатывалось до 11 млн. тонн грузов в год, против 6 млн. в Бресте.
Километрах в 20 к югу от Пшемысля, на очень высоком холме, можно сказать, на горе, находится одно из весьма по- читаемых поляками мест — Кальвария-Пацлавска (Calvaria — латинское название Голгофы).
Оставшегося времени мне хватало только на то, чтобы осмотреть закрытую линию Пшемысль­Мальховице­Хыров. Если взглянуть на карту, то линия Пшемысль­Хыров­Санок заходит на территорию Украины и затем возвращается обратно. Говорят, что раньше (в 1950­60-е гг.) было даже сквозное движение от Пшемысля до Санока через территорию СССР. На всём протяжении линии сохранилась колея 1435 мм. Сейчас до Хырова движение закрыто, а от Хырова до Санока даже есть пассажирский поезд.
Линия начинается немного восточнее вокзала в Пшемысле, сразу же поворачивает на юг и является действующей до станции Пикулице в пределах города (грузовое движение). Этот участок электрифицирован, когда-то здесь даже ходила электричка, а сейчас — отстой грузовых вагонов.
Ближе к границе, находилась станция или разъезд Станиcлавчик; здесь всё заросло, даже пути не сразу разыскать. Ещё километра через три дорога становится совершенно пустынной; вот впереди уже видна линия границы. Перехода здесь нет, но, говорят, что при необходимости власти организовывают пропуск местных жителей. Непосредственно к воротам подъезжать я уже не стал, а свернул в посёлок Мальховице, чтобы разыскать бывшую пограничную станцию. Станция нашлась на удивление быстро. Пейзаж здесь на редкость живописный, всё заросло яблоневыми садами, частично заброшенными.
Поездкой в Пшемысль завершилась первая часть моих польских каникул; я переместился в Казимеж-Дольны, где моё пребывание было более размеренным и культурным. Тем не менее мне удалось проехать по всем возможным станциям вышеупомянутой Наленчовской узкоколейки, о чём, возможно, я расскажу в отдельном очерке.

Гиперссылки по теме
http://lhs.pl (Неофициальный сайт LHS)
http://www.parovoz.com/stories/poland (Интернет-версия этого репортажа)


 «« Оглавление...


Мнение авторов не всегда совпадает с мнением редакции.

Хостинг от uCoz