Обратно к: » Оглавление » Другие выпуски
 Выпуск 6 » Июнь 2004 года


А. Горчаков(Мариуполь)

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ МАРИУПОЛЬ

СПРАВКА
Население Мариуполя более 500 000 жителей. Протяжённость основного хода железной дороги по городу 27 км. Километраж ведётся от Москвы по линии Узловая-Валуйки-Дебальцево. Основные станции:Мариуполь-Порт (1271 км),Мариуполь-Пасс. (1267 км), Сартана (1255 км). В городе имеется пассажирский вокзал, три грузовые станции (не считая заводских станций), 8 остановочных пунктов с низкими платформами, один мост через реку и около полутора десятков путепроводов. В городе 14 трамвайных маршрутов и 13 маршрутов троллейбуса.

Ст. Мариуполь-Порт. »» 

Железнодорожный Мариуполь начинается с контейнерной площадки Мариупольского торгового порта, перетекаю- щей в станцию Мариуполь-Порт. На станции около 10-12 путей, не считая множества подъездных. Здесь же находится городской элеватор, возле него - путепровод, по которому автотранспорт попадает в порт. Рядом со станцией за пятиметровым забором расположена конечная троллейбусов и управление Азовского морского пароходства.
На другом конце сортировочной станции - пассажирский мост и Мариупольский морской вокзал. За ними дорога превращается в двухпутную линию. У выезда из торгового порта находится судоремонтный завод (на него отходит ветка) и городской пляж.
Вдоль железной дороги проходит Приморский бульвар, на котором расположены множество санаториев и домов отдыха, а также рестораны и ночные клубы. Пути проходят в 15-20 метрах от моря, мимо пляжа.
В последнее время на берегу моря появилось несколько частных увеселительных заведений. Проблема в том, что они изолированы железной дорогой от Приморского бульвара, и проехать к ним можно только по самодельному переезду. С железной дорогой хозяева договорились следующим образом: на этих переездах сделали шлагбаумы, закрытые всегда на замок, и когда кто-то хочет проехать к морю, персонал, лично убедившись, что ж. д. пути свободны, открывает шлагбаум и пропускает машину.
Через 2 км начинаются пассажирские пути отстоя станции Мариуполь-Пасс. Вокзал станции трёхэтажный: на пер- вом этаже - справочная, буфет, кассы дальнего следования, камеры хранения, пресса, милиция; на втором - почта, обмен валют и бюро платных услуг (покупка билетов без очереди); на третьем - большой зал ожидания и гостиница с "евроремонтом". Здание вокзала и перрон недавно отремонтированы. Пригородные кассы находятся в отдельном здании, рядом с пригородной платформой.


 ««  Ст. Мариуполь-Порт.

Теперь о самой станции. На ней 8-9 путей. Две пассажирские платформы дальнего следования примыкают к вокзалу, а пригородная платформа расположена отдельно (ведущий к ней путь заканчивается тупиком). Станция выполняет сугубо пассажирские функции. Грузовые поезда на ней никогда не останавливаются. Здесь же - пассажирское депо с заброшенным поворотным кругом и вагонное депо. В связи с удалённостью путей отстоя от вокзала и их плохой охраной все пассажирские составы стоят возле вокзала. На путях отстоя мною были обнаружен головной вагон электропоезда СР3 с круглым прожектором на крыше и старый товарный вагон. Площадь перед вокзалом носит имя мичмана Павлова. На вокзал ходят два маршрута троллейбуса (№5 и №10), а также маршрутные такси.
Железная дорога от вокзала везде двухпутна и электрифицирована. За переездом (дорога к рыбозаводу) с левой сто- роны на приличной возвышенности видна старая часть Мариуполя - застройка XVIII века.
Первый от вокзала о. п. Азовстальская находится под большим путепроводом, который соединяет Левый Берег с центральной частью. Единственный выход с платформ - подъём по узким лестницам на высоту метров 30, на мост. (Однажды местные охотники за металлоломом сняли с лестницы все перила!) Сам же путепровод пересекает ещё и реку Кальмиус. Он имеет по две полосы движения в каждую сторону, разделённые трамвайным полотном.

Ст. Мариуполь-Порт. »» 

Возле о. п. под мостом справа проходит ещё один путь, который далее разветвляется. Все ответвления заканчиваются тупиками, так как они так и не были достроены. На этих путях около пяти лет стояло много бесхозных новых цистерн производства ОАО "Азовмаш". Потом они исчезли в неизвестном направлении. Говорят, что хозяин у них всё-таки был: бывший мэр города. Кстати, на самом "Азовмаше" стоит двухосная цистерна-памятник 1946 года.
После путепровода с правой стороны на набережной Кальмиуса виден металлургический гигант - комбинат "Азовсталь" (второй по размерам в Европе). Цвет неба над ним, как и над всем городом, соответствующий. . .


 «« Железнодорожный Мариуполь. © Д. Зиновьев.

Железная дорога идёт вдоль реки километра два и затем поворачивает налево. Там расположен о. п. 1261 км, бывший Карасёвка (названный так в честь одноимённого посёлка). Это единственный о. п. в городе, рядом с которым нет завода. Сразу за остановочным пунктом - мост через реку Кальчик. Под мостом главного пути по своему мосту пересекает реку ветка с "Азовстали" (за рекой она соединяется с главным ходом). С левой стороны - гаражи и Ильичёвский колхозный рынок. Ещё один путепровод над проспектом Ильича - и наш электропоезд подходит к о. п. Заводская Площадка. Этот о. п. примечателен тем, что на нём образовался стихийный утренний рынок: здесь прямо на платформе продают свой товар колхозники, приехавшие на первой электричке. За платформой справа стоит недостроенное девятиэтажное здание больницы.
За Заводской Площадкой следует промзона комбината имени Ильича - городского "кормильца". За ним - микрорайоны, известные у местных как "ЦРУ" и "Пентагон", и о. п. 1256 км.
Мы приближаемся к станции Сартана (бывшая Мариуполь-Груз.) С правой стороны к ней подходит двухпутная грузовая линия на "Азовсталь". Сам вокзал - островного типа: слева - основной ход и 15-20 путей, справа - пути грузовой линии (10-12 путей). Грузовая линия на "Азовсталь" очень петляет, и один посёлок, который она огибает, называется Азов-Кольцо. Далее влево уходят пути на Мариуполь-Сортировочную.
Сама станция находится на территории аглофабрики к-та им. Ильича. На территории ж. д. цеха комбината установлен паровоз-памятник 9П-18412, а в районе 3-х ворот - тепловозпамятник ТГМ1-1722. Аглофабрика построена в удалённой промзоне, куда ходит только трамвай и ведомственные автобусы. В связи с этим несколько электричек в часы утренней и вечерней смены ходят по этой в общем-то чисто грузовой ветке. Летом маршрут продлевается до Асланова.

На главном ходу вдоль заводских корпусов следуют один за другим остановочные пункты 1253 км, 1251 км, 1249 км. Пройдя под очередным путепроводом, линия выходит в поле. Через несколько километров пути расходятся в разные стороны из-за сложного рельефа. Левый идёт по высокой насыпи. Под ним в образовавшееся "междупутье" встраивается путь с Мариуполя-Сорт. Все три пути сходятся на станции Асланово. На "междупутье" кучкуются дачи, а платформы о. п. 1246 км находятся на разных берегах "остова". За Аслановым справа видны следы строительства ещё одной станции с разветвлённым путевым развитием и электрификацией.
С развалом СССР строительство было заброшено. Вероятно, отсюда планировалось строить ветку на Таганрог.

ПРИЛОЖЕНИЕ: Подвижной состав депо Мариуполь

Все дальние пассажирские перевозки осуществляются электровозами ВЛ8, ЧС2 и ЧС7, пригородные - электропоездами ЭР2Т и ЭПЛ2Т. На манёврах задействованы тепловозы ЧМЭ3 и ЧМЭ3Т. Для грузовых перевозок по магистральной линии используются электровозы ВЛ8, а на подъездных путях предприятий можно встретить тепловозы М62УП, ТГМ1, ТГМ2У, ТГМ4, ТГМ4А, ТГМ4Б, ТГМ6, ТЭМ1, ТЭМ18, ТЭМ1А, ТЭМ2, ТЭМ2УМ, ТЭМ6 и ТЭМ7.

ПРИЛОЖЕНИЕ: Расписание движения электропоездов по ст. Мариуполь-Пасс. на 2003-04 гг.


 «« Оглавление...


Мнение авторов не всегда совпадает с мнением редакции.

Хостинг от uCoz