Обратно к: » Оглавление » Другие выпуски
 Выпуск 5 » Август 2003 года


Олег ИЗМЕРОВ

ТЕПЛОВОЗ ИЗ ХАРЬКОВСКОГО ПОДПОЛЬЯ

В журнале "Техника-молодежи", известном и очень уважаемом любителями железных дорог за исторические серии, посвященные локомотивам, случился однажды такой казус. В пятом номере журнала за 1985 год, на развороте (стр. 32-33) была помещена подборка "Когда еще шли бои". Посвящена она была мирной технике, к производству которой начали готовиться еще во время Великой Отечественной.

На одной из картинок был изображен локомотив с отчетливо видимым загадочным номером 1350-2011, а под кар- тинкой была следующая подпись: "Тепловоз "Победа", разработанный конструкторами Харьковского паровозостроительного завода в годы войны, выпускался и Ворошиловградским тепловозостроительным заводом".

"Как???" - удивится внимательный читатель.
- "В Харькове в годы войны - это когда? Во время оккупации? В подполье?"

Здесь даже трудно определить, как именно здесь "следует читать".
Во-первых, тепловоза "Победа" никогда не существовало. Был паровоз серии "П" или "Победа", спроектированный в годы войны. Естественно, не в харьковскими, а коломенскими конструкторами. Действительно, паровоз этот выпускался и Ворошиловградским (Луганским) заводом, вот только не тепловозостроительным он тогда был, а паровозостроительным. Позднее паровоз "П" был переименован в серию "Л", в честь своего создателя, легендарного конструктора Л. С. Лебедянского, а название "Победа" в разговорной речи закрепилось за другой машиной Лебедянского - паровозом П36.

Дальше идет самое интересное: что "следует видеть".
Локомотив на рисунке ничего общего ни с паровозом "Победа", ни с П36 не имеет. Он вообще ничего не имеет общего с паровозом. Кузов локомотива срисован с изображения опять-таки коломенского тепловоза ТЭ50, созданного намного позже войны, в конце 50-х. Ни к победе, ни к Харькову, ни к Ворошиловграду этот тепловоз никакого отношения не имеет. А тележки локомотива - не от ТЭ50, а больше похожи на тележки довоенных электровозов опять-таки Коломенского завода - в их очертаниях довольно легко угадываются брусковая рама, буксы с подшипниками скольжения и надбуксовые листовые рессоры.

Кстати, в загадочном номере "1350-2011" на кабине при известной доле внимания не так уж трудно разглядеть искаженное "ТЭ50-0001". А в статье Виктора Чалмаева "Созидающая энергия победы", опубликованной в том же номере, на соседних страницах, рассказывалось, в частности, как раз о паровозе "Победа" Лебедянского и было также упомянуто: "Труден был путь и к первым послевоенным тепловозам ТЭ1 и ТЭ2 для харьковских (бывших коломенских) конструкторов М. Н. Щукина, А. А. Кирнарского, Л. Л. Терентьева".

А как уж на развороте из всего этого диковинный гибрид вышел - остается только удивляться…

 «« Оглавление...


Мнение авторов не всегда совпадает с мнением редакции.

Хостинг от uCoz