Обратно к: » Оглавление » Другие выпуски
 Выпуск 5 » Август 2003 года


Дмитрий ЗИНОВЬЕВ

ГОД 1929-Й

Мы читали об этих временах в учебниках, нас учили этому в школах и в вузах: первая пятилетка, Турксиб, московское метро, конфликт на КВЖД *… Это было так давно, почти как в сказке. А сейчас на дворе двадцать первый век; я сижу в библиотеке Гарвардского университета, перелистываю старые пожелтевшие страницы "Вечерней Москвы" и впитываю живую железнодорожную историю нашей Родины на пороге третьего десятилетия века минувшего - двадцатого. Итак, Москва, 1929 год. Орфография во всех цитатах по возможности сохранена.

Первое ощущение, остающееся после знакомства с газетой, - это ощущение de`jа vu. А что, собственно, изменилось с тех пор? "Существующую [московскую] окружную дорогу надо приспособить для пассажирского движения и устроить во многих пунктах места посадок для пассажиров", - гласит резолюция плановой комиссии Моссовета. Помилуйте, до сих пор приспосабливаем! Вот только никак она не приспосабливается… "Планируется строительство железнодорожного туннеля под Ла-Маншем", - туннелю повезло больше, чем Московской окружной - его все-таки построили. Может, потому, что он не в Москве, а под Ла-Маншем? "Для искоренения [безбилетных пассажиров] НКПС ** предлагает правлениям дорог организовать соревнования между кондукторскими бригадами отдельных участков, или, в виде опыта, объявить конкурс на лучшую кондукторскую бригаду". Нет уже ни НКПС, ни правлений дорог, а безбилетным пассажирам - хоть бы хны! Может, предложить МПС объявить конкурс на лучшего безбилетного пассажира? "НКПС предложил администрации железных дорог принять срочные меры к ликвидации всякой торговли, музыки, попрошайничества и хулиганства в поездах". Меры, несомненно, были приняты - времена были суровые. Конечно же, и торговцы, и музыканты, и хулиганы исчезли из поездов - с тем, чтобы 70 лет спустя вернуться на свои "рабочие места".
Переименования… Как же нам без переименований? "Подольская уездная рабочая конференция от имени 40 тысяч рабочих уезда постановила возбудить ходатайство о переименовании станции Гривно, где был убит стрелок Туркин, в станцию - Туркино". Ну, да Бог с ним, с Туркиным… А вот это уже масштабнее: "Моссовет вошел с ходатайством во ВЦИК *** о переименовании… станции Ново-Иерусалимская - в станцию Сталинская, станции Лесо-Долгоруково - в Войково, станции Румянцево - в Лесную, станции Тучково - в Текстиль, станции Царицыно-Дачное - в Ленино". Как видим, все эти станции потом пришлось переименовывать обратно. Как, впрочем, и город Сергиев-Посад, тем же хода- тайством переименованный в Загорск.
Давайте заодно и поезда перенумеруем, чтобы враг запутался! "С 15 мая НКПС устанавливает новую нумерацию для пассажирских поездов. Курьерским поездам присваиваются номера с 1 по 8, скорым - с 11 по 38, почтовым - с 41 по 58, пассажирским - с 61 по 78, товарно-пассажирским - с 81 по 85, пригородным - с 101 по 895 и трудовым - с 901 по 988".
Сталкиваются поезда, бушует стихия… "[3 декабря] в 7 часов утра на железнодорожном перегоне Погра-Свирь Мурманской железной дороги произошло столкновение шедшего в Мурманск почтового поезда №52 с товарным №4627. В обоих поездах повреждены паровозы. В почтовом поезде ранены машинист, багажный раздатчик и почтовый сотрудник". Молодая советская печать еще не научилась замалчивать железнодорожные аварии. 12 декабря: "Начавшаяся на ряде железных дорог снежная метель сильно отражается на правильном движении поездов, опоздания которых приняли систематический характер. На перегоне Неймари-Малиновичи Октябрьской ж. д. на протяжении нескольких километров повалены телеграфные столбы. Ветвь при станции Жора была залита водой, когда на ней находились 26 груженых вагонов. На Томской железной дороге в отдельных районах температура упала до 39-51 градусов. На участке Иркутск-Верхнеудинск бурей повалены телеграфные столбы".

Ощущение de`jа vu моментально пропадает, как только речь заходит о железнодорожном строительстве. В 1929 году строили много и быстро (впрочем, и цену за это платили немалую). Три самые главные "строительные" темы - Турксиб, московский трамвай и московская электричка.

"Даешь Турксиб!"
"Закончились изыскания по постройке железнодорожной ветки Кулунда-Семипалатинск". К сожалению, этой ветке не суждено было быть построенной - сначала ее укоротили до Локтя, причем строительство затанулось до начала 1960-х гг., а потом и вовсе забросили, потому как сразу за Локтем внезапно возникла государственная граница суверенного Казахстана, и возить по ветке стало нечего и некого. "Первый пассажирский поезд Семипалатинск-Сергиополь [Аягуз] отправился 10 мая 1929 года". И тут же - финансовый удар ниже пояса: "Стоимость строительства Турксиба по постановлению коллегии НКПС должна быть уменьшена с запроектированной в 1928 г, суммы в 201,3 миллиона рублей до 182,7 миллиона рублей". Утверждается, что это стало возможным после укорачивания трассы магистрали на 20 км. Не верю, что эти 20 км (1,5% от общей длины железной дороги) стоили 20 миллионов рублей! (10% от стоимости проекта). Что-то тут не то… "22 июля открыто регулярное сообщение до Алма-Аты от Луговой. Уложено 912 километров путей из 1442 км".
А чуть ниже, в этой же статье, журналист пишет про "засилье водки", которую тайком везут в зону Турксиба на верблюдах. А построили бы Турксиб, если бы не водка? Вот в чем вопрос!

1929 год - год пуска первой в России электрички. Первое испытание нового электропоезда, построенного Мытищинским заводом и заводом "Динамо", состоялось в 3 часа ночи 28 мая 1929 г. на участке Мытищи-Лосиноостровская-Мытищи. Поезд из трех вагонов (двух прицепных и моторного между ними) прошел по маршруту дважды, причем скорость его доходила до 70 км/ч. "Сегодня в 3 часа рабочие Мытищинского завода выезжают из Мытищ в Москву на двух электропоездах для сдачи ими и рабочими "Динамо" этих электропоездов рабочим Северных железных дорог. Встреча произойдет на станции Москва-Пассажирская", - пишет газета 20 июля. Куда торопимся, зачем? Уже 24 июля выяснилось, что мытищинские рабочие поспешили: "Закончившееся вчера обследование итогов субботнего пробега электропоездов заставило правление Северных железных дорог отложить на неделю рельсы обоих электропоездов… обнаружился целый ряд недостатков, вполне естественных для пробного пробега, но совершенно недопустимых при регулярном движении. Эти недостатки таковы: надо только отрегулировать тормоза, устранить влияние тока на железнодорожную связь и т. д. [так в оригинале!]"
Обещанная неделя в итоге превратилась в две: "С 12 августа начнется временное движение электропоездов на участке Москва-Мытищи Северных железных дорог. Поезда будут отправляться из Москвы в 6:54, 8:20, 15:30 (кроме предпраздничных дней), 15:55 (в предпраздничные дни), 17:30 и 18:35. Прибывать в Москву электропоезда будут в 8:10, 10:05, 17:05, 18:25 и 19:35. Все эти поезда будут следовать только по будним дням… Публика будет ездить на электропоездах с такими же билетами, как и на паровых". Несмотря на все трудности, электропоезда прижились: "До сих пор между Москвой и Мытищами курсировали 6 пар электропоездов в день. В настоящее время правление Северных железных дорог решило с 1 октября ввести в обращение на этом участке 21 пару (42 электропоезда) в день. Пассажиры, следующие по Щёлковской линии, будут иметь пересадку в Мытищах на паро- вые поезда. На пересадку будет дано 4-5 минут".

Строится не только пригородная железная дорога, но и городская - трамвай и метрополитен. Инициативный читатель "Вечерки" спрашивает: "Не пора ли Верхнюю и Нижнюю Масловку связать с центром трамвайной линией? Больших затрат для этого не понадобится - и рельсы, и столбы сохранились от старой линии". Неизвестно, что ответили читателю, но 6 августа "трест МГЖД **** приступает к постройке новой трамвайной линии, которая свяжет Красную Пресню с Петровским парком. Линия начнется от Ваганьковского кладбища и через виадук, мимо Боткинской больницы, подойдет к линии трамвая №6 на Ленинградском шоссе. Общая протяженность линии 25 км. одиночного пути. В будущем году эту линию предложено продлить до Масловки. В этом же году начнется постройка новой трамвайной линии: Дорогомилово-Фили, протяженностью 5 км".
Вводится новый фиксированный тариф за проезд в трамвае и автобусе: 10 копеек за поездку по одной линии. "Отменяются все пояса, станции, полустанции". К 15 сентября заканчивается постройка трамвайной линии от Дорогомиловской Заставы до железнодорожного переезда. Не обойдена вниманием и Красная площадь: "В связи с работами по благоустройству Красной площади, перед МКХ ***** поставлен вопрос об уничтожении на Красной площади трамвайных путей. Для трамвайного движения спроектирован большой туннель с входом у Забелинского проезда и выходом на Москворецкую улицу, угол Варварки". Трамвай под Красной площадью - ну чем не метро? Впрочем, о метро тоже не забыли: "К 1 декабря "отдел метрополитена" при тресте [М]ГЖД заканчивает составление проекта 1-го участка метро".
Строится все. Строится минский трамвай (пущенный 13 октября), организуется железнодорожная паромная переправа через Каспийское море, строятся железнодорожные ветки и мосты: "Укладка рельсов строящейся Таджикской ж. д. доведена до Дюшамбе. [10 сентября] к Дюшамбе прошел первый рабочий поезд… Закончена постройка ж. д. ветки Троицк-Орск, которая установит железнодорожную связь Урала с Средней Азией… От станции Соликамск (центр Верхнекамья) прокладывают железную дорогу к калийным рудникам. [17 октября] началась укладка рельсов. Открытие ветки состоится в день 12-й годовщины Октябрьской революции…
Зернотрест возбудил ходатайство перед плановым управлением НКПС о постройке железнодорожной линии на участке Самара-Бузулук и Дергачи-Уральск. На этих участках площадь, занятая под зерносовхозы, составляет около 1 млн. га… На постройке железной дороги Саратов-Миллерово закончены земляные работы. Изыскания на участке Саратов-Рыковка дали возможность сократить линию на 2 км и избежать постройки туннеля близ Саратова. Экономия выражается в 2 млн. рублей… Правительство Татарии принимает меры к ускорению постройки КазаньБугульминской железнодорожной линии. Новая железная дорога пройдет по хлебородному району и форсирует темп развития зернового и молочного хозяйства края… В 1930 году начнется постройка новой железнодорожной линии Москаленка - совхоз имени т. Сталина (Павлодарский округ), протяжением в 300 км. Дорога свяжет наиболее крупные колхозы: Москаленский, Борисовский, Алатаринский, Черлакский, 1-й совхоз и Сталинский". Строятся мосты: 3 октября "приступлено к постройке железнодорожного моста через реку Арагву в Закавказье. Мост сократит протяженность Военно-Грузинской дороги на 5 км ******… [4 ноября] ЦК ВКП(б) получил телеграмму, сообщающую о предстоящем открытии в 12-ю годовщину Октября моста через реку Припять на железнодорожной линии Чернигов-Овруч. Мост закончен ранее срока".

Наконец, самая важная и, пожалуй, самая трагическая страница нашей железнодорожной истории за 1929 год - это вооруженный конфликт на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД), соединяющей Забайкалье с советским Дальним Востоком через Харбин. В лучших советских традициях о начале конфликта в газете ничего не сообщается. Но уже 18 июля уполномоченный НКПС по международным делам тов. Д. Ф. Сверчков делает заявление: "Вчера нами были посланы в Варшаву и в Ригу срочные телеграммы с извещением, что железнодорожное сообщение заграницы с Харбином через СССР прекращается. Сообщение с Владивостоком будет производиться только через Хабаровск". 23 июля "управление Северных железных дорог объявило, что курьерский поезд №2, отправляющийся из Москвы в 15 часов 45 минут и обычно доходивший до Манчжурии, с сегодняшнего дня будет отправляться только до Читы". К 6 августа "пассажирское движение на КВЖД дезорганизовано. Ходят только эшелоны. Отсутствие классных грузов опустошило дорожную кассу". В дальнейшем газета упоминаетает, что конфликт удалось погасить, но о возобновлении железнодорожного сообщения ничего не говорится.

Первая советская мотодрезина… Мотодрезинный пробег Москва-Саратов-Москва… Тяжеловесные поезда на маршруте Грозный-Хасав-Юрт… Вот и закончился железнодорожный 1929-й год.
Ждите продолжения.

* КВЖД - Китайско-Восточная железная дорога
** НКПС - народный комиссариат путей сообщения (в те годы включал в себя не только железные дороги, но также и речной и воздушный транспорт)
*** ВЦИК - Всесоюзный Центральный Исполнительный Комитет (правительство СССР)
**** МГЖД - Московские городские железные дороги
***** МКХ - Московское коммунальное хозяйство (трест)
****** Не совсем понятно, причем здесь автомобильная Военно- Грузинская дорога

 «« Оглавление...


Мнение авторов не всегда совпадает с мнением редакции.

Хостинг от uCoz