Обратно к: » Оглавление » Другие выпуски
 Выпуск 4 » Ноябрь 2002 года


А. КОНДАКОВ, В. ЗИМИН, С. СИГАЧЕВ (Россия)

КАК УКРАСТЬ МИЛЛИОН
или просто - как украсть?

Большинство плагиаторов, как трутни, не имеют ни вкуса, чтобы выбрать, ни трудолюбия, чтобы добыть, ни мастерства, чтобы улучшить, а только нагло воруют готовый мед из улья.
Ч. Колтон (1780-1832)

Как это начиналось
Сначала ничего подобного не было. Каждый человек желающий творить что-то, создавать своими руками или головой какой-то ощутимый продукт делал это самостоятельно, и в меру своих талантов каждый был вознагражден результатами своего труда. Но человечество развивалось, и вместе с ним развивались и его пороки. Рассматриваемый нами порок не относится к библейских грехам (ну откуда Творец мог знать о том, что и такое человек выдумает), скорее плагиат - просто разновидность воровства.
Плагиат многие ныне считают совсем не постыдным! В понимании тех, кто практикует плагиат, многое совсем не постыдно, и у них есть убедительные, как им кажется, аргументы. Вот например сам факт заимствования какого-то текста или фотографии из сети они не считают воровством: «так у авторов же остался оригинал», возражают они. Или например пишут автору «а мы взяли это не с Вашего сайта, мы это взяли на другом сайте, все уже украдено до нас!» (в повседневной жизни, кстати, Уголовным Кодексом такой подход мог бы трактоваться как «скупка краденого»), как вариант используются еще две отговорки: «я сам ничего не брал, для меня все выкачал из сети робот, а ссылок на авторство не осталось, откуда я знал что это нельзя брать», «брал не я а другой человек, он тут не работает больше». Что-что, но творческая мысль на поприще создания отговорок работает исправно – большинство плагиаторов придумывает свои варианты. Впрочем, плагиатор может и просто отмолчаться, не вступая с автором в переписку.
Итак, с чего же все началось? Наверное, с появления в сети (откуда воровать намного удобнее, чем скажем из библиотек) первых авторских материалов: текстов и изображений. Тогда же кто-то и начал потихонечку воровать для себя, в попытке найти дешевую популярность, эти материалы. Первый случай плагиата в русскоговорящем сегменте (да и в остальной части) сети нам неизвестен, трудно установить и первые случаи такого плагиата с сайтов созданных энтузиастами железных дорог и метрополитенов. В последние пару лет плагиат «заколосился» с новой силой!
Мы не можем Вам рассказать обо всех случаях плагиата, кое-какие наверняка останутся нам неизвестными, но вот несколько особо показательных случаев за последний год. Все «авторы» этих случаев будут перечислены, чтобы читателю стали ясны масштабы этого отвратительного явления. Не исключено, что плагиаторов устроила бы и слава Герострата, но неизвестно – это ли им надо...
Если очень хочется создать сайт
Как привлечь посетителя на свой первый, отнюдь не шедевр дизайна, сайт? Надо разместить что-то такое, чего нет ни у кого. А если хочется сделать тематический сайт, посвященный железной дороге или метрополитену? И если, к тому же, уже существует немало тематических сайтов других авторов? Можно не предпринимать никаких сверхусилий – достаточно просто взять содержимое одного сайта, другого сайта, третьего сайта и так далее и разместить все это на своей комообразной странице. Как правило, такой начинающий сайтостроитель не силен в этических и правовых нормах или просто их игнорирует, зная, что Internet велик, а руки авторов первого, второго, третьего и так далее сайтов – коротки. Пока авторы найдут свежеслепленную страницу, да пока разберутся, тщеславие нового сайтостроителя будет удовлетворено. Как оказывается, такой рецепт применяется не очень-то и редко...
Во второй половине июля 2000 года Василием Зиминым была обнаружена чья-то домашняя страничка, на которой чудным образом оказались все материалы с раздела сайта Приволжской железной дороги (http://www.pvrr.ru) «Интересное и смешное на железной дороге» (http://www.pvrr.ru/company/rrhumor), который создавался силами Василия. Как и положено плагиатору, сайтостроитель убрал все ссылки на обворованный им сайт, а с самих страниц убрал также и ссылку на литературные первоисточники. Редкий случай - имя этого плагиатора кануло в лету, популярности он себе так и не заработал, ибо потом эта страничка никому не попадалась. Видимо, вся энергия ушла на «стаскивание» материалов, а вот на раскрутку сайта, увы, сил не осталось.
Осенью 2000 года во внутренней Intranet-сети МПС был обнаружен сайт, целиком состоящий из материалов «собранный авторами в просторах сети Internet». Как Вы понимаете авторских материалов самих плагиаторов на сайте не было, их вклад в дело было только в том, чтобы сляпать кое-как структуру сайта и сделать ему дизайн (не факт, что он был оригинальным). На сайте имелись материалы самой разной тематики, в том числе и около шестидесяти железнодорожных фотографий «позаимствованных» с сайтов железнодорожных энтузиастов. С авторами сайта удалось вступить в переписку. При переписке выяснилось, что авторы этого сайта «взяли фотографии где-то на халявном ftp» (еще одна отговорка в коллекцию), потому и не посчитали зазорным использовать их. В результате обмена десятком писем, фотографии с сайта были убраны. Еще один счастливый случай.
Существует на свете человек – Донат Бабанов, активно участвовавший одно время в почтовой рассылке энтузиастов железных дорог «1520mm». Представлялся он всем как машинист одного из локомотивных депо Юго-Восточной железной дороги, позже выяснилось что в депо (и вообще в локомотивном хозяйстве) он не работает. Так вот, в один прекрасный момент, этот человек решил, что нужно создать самую большую фотогаллерею посвященную локомотивам. Сказано – сделано. Взял этот человек и зарегистрировал на бесплатном хостинге narod.ru сайт. Но вот своих фотографий у него было очень мало, до 1000 фотографий и полного охвата всех выпускавшихся серий локомотивов он не дотягивал. Пришлось ему он «стащить» побольше фотографий на разных сайтах. Во время этого процесса, сайтостроитель не задумывался над тем, что неплохо бы спросить разрешения у авторов сайтов и авторов фотографий, кроме того, он позабыл, что надо давать аннотации к фотографиям. В результате на его сайте появились сотни фотографий «без роду и племени». После окончания столь титанического труда по плагиату, сайтостроитель пригласил всех, через почтовую рассылку «1520mm», посетить свой сайт. На возмущение авторов фотографий он среагировал своеобразно: предложил всем отыскать на его сайте свои фотографии и прислать ему линки, мотивировав тем, что он подписи поставит и авторов упомянет. Удивительно, но и эта история имеет счастливый конец. Под давлением авторов сайтостроитель удалил все фотографии (или закрыл доступ). А может быть они просто были перемещены в другое место в сети?
Весной 2001 года Дмитрием Сутягиным на одном из русскоязычных развлекательных порталов (http://omen.ru) была найдена подборке железнодорожных карикатур (числом около 160) подозрительно напоминавшая коллекцию, собранную Василием Зиминым на сайте «Железнодорожная карикатура» (http://cartoon.metro.ru). В этой подборке карикатуры были без упоминания имен авторов, авторских подписей к карикатурам и сайта с которого они были взяты. Администрация портала (а он поддерживается целой командой) коллекцию с сайта убрала, но извиняться и как-то компенсировать моральный ущерб не пожелала мотивировав это тем, что портал был куплен ими у другой фирмы – дескать, прежние хозяева виноваты. Может быть, так оно и было. Интересно, что тут же администрация портала предложила использовать карикатуры и дальше, но при этом они не согласились с требованием указания авторов карикатур, ссылок на их авторские сайты и указания на сайт «Железнодорожная карикатура».
Не следует, однако думать, что только отечественные сайтостроители любят создавать свои сайты «на основе» материалов чужих сайтов. Не чужды такие методы и зарубежным сайтостроителям. Вот, например, один из отличившихся некто Sjoerd A. Blom – автор сайта TransSib (http://transsib.blomnet.net/). Далека Голландия от Транссиба и трудно найти материалы (особенно фотографии) об этой загадочной для западноевропейской души магистрали. Трудность же эта преодолима – достаточно просто взять эти материалы оттуда, где они есть, например, с сайта Сергея Сигачева (http://www.transsib.ru). Достаточно посмотреть один скриншот «голландского» сайта и обнаружить немало «общего» с сайтом Сергея.
Если очень хочется написать статью
Тяжел труд журналиста. Руководство требует интересные материалы, фотографии... А если газета или журнал адресована (адресован), например, пассажирам, а точнее – пассажирам поездов? Материалы-то нужны «со спецификой». Вот тут на помощь отчаявшемуся журналисту и приходит интернет!
Вот и появляется в «Путёвой газете» заметка, достаточно занятная для рядового читателя, «На дальней станции куплю...». Заголовок интересный, хотя и знакомый, содержание – тоже интересное, и тоже знакомое! Кажется что-то в самом первом «Семафоре» похожее было... «На дальней станции сойду...» - такая статья была в «Семафоре» номер один. Журналист из «Путёвой газеты» лишь немного «разбавил» материал «Семафора» своими измышлениями, но об источнике своего «творческого вдохновения» сообщить он так и не потрудился.
Журнал «Паспорт-экспресс» в девятом номере за 2001 год, в свою очередь, спешно заполняя заказную статью от Октябрьской железной дороги (в вагонах которой он распространяется), просто взял с сайта Александра Кондакова (http://vokzal.ivk.ru/) фотографию интерьера ЭР200 без всяких комментариев. В личной беседе автора фотографии и главного редактора журнала, последний совершенно недоумевающим тоном объяснил, что, мол, взять эту фотографию (из сети?) ему порекомендовали в ЦОС «Трансмедия» (такая структура в МПС). Непонятно только – почему главный редактор журнала не обратил внимания на значок авторства на фотографии, а представители структуры МПС не поинтересовались у автора фотографии: насколько это безопасное занятие – фотосъемка объектов МПС.
Да что мы все о журналистах! В конце концов научные и околонаучные сотрудники тоже пишут статьи, да в такие «умные» ведомственные журналы, как «Железнодорожный транспорт». Наш журнал писал уже о «ведомственном» юбилее Транссиба. Так вот к этому юбилею ох как требовалось написать что-то подобающее, с цифрами. Но поиск интересных материалов в архивах теперь уже не относится к деятельности научных работников. К ним на помощь тоже приходит интернет. На этот раз вновь в лице сайта Сергея Сигачева. Большая часть раздела статьи, называющаяся «Транссиб: цифры и факты» представляет собой полное «цитирование» соответствующего раздела сайта Сергея! Солидный журнал и авторы статьи так и не сподобились указать источник материалов.
Если очень хочется создать что-нибудь оригинальное
Мысль творческая у людей, имеющих хоть какое-то отношение к сети, не дремлет. Некая компания молодых людей придумала и реализовала идею «театра у микрофона» (http://vokzal.far.ru), звуковые файлы которого можно взять и послушать с их сайта. Нам эта не новая в общем-то идея показалась интересной в силу того, что «спектакли» были посвящены железнодорожной тематике. Вот только где брать темы? Правильно, темы легко находятся в сети. Например, на сайте Приволжской железной дороги (http://www.pvrr.ru), в разделе «Интересное и смешное на железной дороге». Владельцы сайта о таком использовании сюжетов не уведомляются и создается спектакль, в котором указывается умерший человек как «ныне здравствующий». Вряд ли услышать такое было бы приятно родственникам человека. Авторам радиоспектаклей было указано на такое некорректное использование сюжета, после чего авторы (они же авторы сайта) стали вести себя очень вызывающе. Когда же оказалось, что в оформлении сайта использовано немало фотографий, «безвозмездно» взятых на других сайтах, в конфликт оказались вовлечены несколько человек. В конце концов, после письма хостеру (организации предоставляющей место для размещения сайта) плагиаторов, последние вынуждены были ненадолго покинуть сеть. Примерно через 5 дней их проект обнаружился на www.webvokzal.ru потом переехал на www.vokzal.hop.ru. Где они «всплывут» теперь?
Если очень хочется еще что-нибудь сделать с минимальными затратами
В рамках одной статьи, к сожалению, абсолютно невозможно перечислить все возможные варианты плагиата по отношению к авторским сайтам. За рамками этой статьи остается, например, воровство фотографий для создания рекламы и другие случаи. «Семафор» постарается в дальнейшем публиковать просто сжатые списки «героев плагиата». Может со временем такие публикации хоть как-то смогут повлиять на складывающуюся ситуацию и отрезвит желающих сделать что-то, что очень хочется сделать, но сделать за счет других! Плагиаторство – то же воровство, а потому пусть каждый решит для себя сам: вор он или честный человек!


 «« Оглавление...

Хостинг от uCoz