Обратно к: » Оглавление » Другие выпуски
 Выпуск 4 » Август 2002 года


Денис КАБАНОВ (Москва, Россия)

ОСОБЕННОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО НОВОМОСКОВСКА

Новомосковск, лежащий в 200 км к югу от Москвы и в 60 км к востоку от Тулы, заинтересовал меня уже давно. Дело в том, что это не совсем обычный город.

Половинка тепловоза 2М62У-0011 в составе дизель-поезда ДПМ-1 на Павелецком вокзале Москвы. »» 

Статус города село Бобрики получило в 1930-е годы в связи с развитием промышленности в этом регионе, в 1934 город был переименован в Сталиногорск и в 1961 году получил нынешнее имя. При взгляде на карту бросается в глаза его четкое разделение на две далеко разнесенные части, жилую и промышленную, что, в свою очередь, стало причиной еще одной особенности: в Новомосковске, окруженном со всех сторон полигоном дизельной тяги, имеются линии внутригородских электропоездов (рассказ о них будет чуть позже). Зато в наследство от времен, когда Новомосковск был райцентром Московской области (до 1957 года), сохранился маршрут прямого пассажирского поезда Новомосковск – Москва, на который в июне 2000 года вышел «новый» демиховский дизель-поезд ДПМ-1.
И, наконец, главная железнодорожная достопримечательность города — детская железная дорога. Само по себе существование ДЖД в одном из российских городов удивления не вызывает, но в большинскве случаев они строились в городах — центрах соответствующих железных дорог. Здесь, однако, решение о строительстве принималось не железнодорожным руководством, а трудовым коллективом одного из городских предприятий. Дорога, открытая в 1955 году, двухкилометровым кольцом охватила городской парк с прудами. С момента создания ДЖД на ней работали паровозы серий Гр и 159, позже появился тепловоз ТУ3. К настоящему моменту все они уже списаны, а на кольце работают ТУ2-126 и ТУ2-241, полученные из уничтоженного депо Тула – Лихвинская (оттуда же передан еще не доехавший до ДЖД тепловоз ТУ2-033). Используется 4 вагона ПВ-51, каждый со своим собственным именем.


 ««  Схема новомосковской ДЖД, предоставленная Дмитрием Сутягиным
(http://railways.id.ru/)


ДЖД работает летом по выходным, поезда отправляются каждые 20 минут. По ходу движения поезд дважды пересекает небольшой ручей, считающийся истоком Дона. Собственно ключ, с которого начинается великая русская река, бьет в 200 м к югу от стрелочного поста № 2. Дорога оборудована автоблокировкой и поездной радиосвязью. Депо, оба стрелочных поста, билетные кассы и учебный корпус расположены на ст. Березки.

Поезд прибывает на ст. Березки. »» 

На кольце есть 2 платформы: Юннатская и Пионерская, однако, поезда проходят их без остановки. На ст. Березки два пути, на первом – боковая высокая платформа. Перед станцией имеется эмуляция переезда (в действительности это пеший переход). Северная часть кольца проходит параллельно пути широкой колеи перегона Урванка – Московская. Работники ДЖД используют такое соседство с выгодой для себя, облегчая доставку ПС на кольцо: тепловозы и вагоны просто переставляют краном с платформ прямо на рельсы узкой колеи.


 ««  "Платформу Пионерская поезд проследует без остановки".

Теперь в двух словах опишем новомосковский уникум под названием "внутригородские электрички" или S-Bahn. Причина этого нечастого явления (в России подобный случай имеет место лишь в Волгограде) в устойчивом массовом перемещении жителей между жилой и промышленной частями города. Существет легенда, согласно которой перед руководством города и заводов стоял выбор между прокладкой трамвайной линии (как, например, в Рязани или Старом Осколе) и использованием железнодорожного транспорта. Выбор был сделан в пользу второго, поскольку в часы «пик» только железная дорога могла переварить огромный однонаправленный пассажиропоток.

Электропоезд ЭР2-1006 на платф. Московская. »» 

В городе существует стержневая линия Бобрик-Донской – Маклец с совместным движением электро- и дизель-поездов и две ветки от нее: Урванка – Московская и Урванка – Анилиновая (на них уже только электропоезда – полновластные хозяева). Электрички ходят из Бобрика и Московской до Урванки, Северной или Маклеца, а также по маршруту Московская – Анилиновая (всего 2 пары). Некоторые рейсы согласованы по пересадкам с дизелями в Маклеце, Урванке и Бобрике. Почти все электропоезда, встреченные нами, были круглоголовыми ЭР2 (919, 920, 924, 969, 1003, 1004, 1006, 1007), за исключением одной плоскомордой ЭР2-1108.


 ««  Дизель-поезд Д1-500 на ст. Новомосковская-1.

И в заключение еще один интересный факт, прибавляющий Новомосковску железнодорожного колорита: до войны существовала железнодорожная линия от платформы Московская через центр города на юг, возможно, до ст. Сборная-Угольная. Поезда ходили по Московской улице, как трамваи по выделенному полотну. В городском музее имеется живописная фотография паровоза в окружении городской застройки. К сожалению, в связи с необходимостью разгрузить центр города от грузовых перевозок эта ветка была упразднена и по состоянию на 1964 год уже не существовала.

Примечания:
Все данные приведены по состоянию на август 2001 года.
Подробнее о новомосковской ДЖД можно прочесть на сайтах http://railways.id.ru и http://home.tula.net/edward/nmsk
Краеведческий музей находится на ул. Комсомольская, 28
Для желающих посетить Новомосковск можно отметить, что на площади у ст. Новомосковская-1 существует гостиница (стоимость двухместного номера около 250 руб.).

Фотографии автора статьи (кроме схемы 2).

 «« Оглавление...


Мнение авторов не всегда совпадает с мнением редакции.

Хостинг от uCoz