Обратно к: » Оглавление » Другие выпуски
 Выпуск 4 » Ноябрь 2002 года


А. ЛОМОВ и А. ПОПОВ (Россия)

ПОЛЕТ "МЕЧТЫ"

ПРЕДВКУШЕНИЕ


Вид на реку Тьмаку в пределах города Твери. »» 

Электричка Москва - Тверь отправлением в 22:04... Последний поезд, овеянный легендами. Именно он снискал себе славу первой ступени на пути к Северной Пальмире, ибо этой электричкой пользуется подавляющее большинство из тех, кто предпочитает добираться из Москвы в Петербург "на собаках". Мы же выбрали данный поезд в качестве начальной стадии нашего путешествия в Васильевский Мох, маленький поселок в Тверской области, славный тем, что вокруг него раскинулась огромная по нынешним меркам торфовозная узкоколейная система.

По замыслам, мы должны были прибыть в Тверь поздней ночью, в районе часа; там подождать первый пригородный поезд до Васильевского Мха отправлением в 5:19 утра, и около шести быть на месте. Бытует мнение, что с первым поездом Тверь - Васильевский Мох согласован пассажирский узкоколейный состав.

Но судьба распорядилась иначе... В Тверь к часу ночи мы не попали. Не попали мы туда ни к двум, ни даже к трем. И виной всему отнюдь не получасовая задержка с отправлением нашего электропоезда (это весьма обыденно на Октябрьской железной дороге), а самое настоящее ЧП.

До Клина и даже чуть дальше мы добрались без эксцессов, было чуть больше полуночи. Но на станции Решетниково наша электричка первый раз остановилась на весьма долгое время. По главному пути в сторону Петербурга один за другим пронеслось несколько скорых поездов, и мы подумали, что нас попросту поставили под обгон. Однако наличие большого количества рабочих с фонарями, суетившихся около нашего состава, постепенно начало вселять некое смутное волнение.


 ««  "Собственно и Васильевских мох. Озера, болота. Фото из кабины тепловоза.".

Через 20 минут, однако, мы отправились дальше. Пересекли Иваньковское водохранилище ("Московское море"), насладившись его ночным видом из выбитого окна, и вскоре прибыли на станцию Редкино. Но спустя несколько секунд после отправления от платформы электричка во второй раз намертво остановилась.

Выглянув из окна, мы увидели несколько пучков света около предыдущего вагона. Сначала мелькнула мысль, что локомотивная бригада воспользовалась большой по времени стоянкой и решила осмотреть тележки. (Только зачем?) Но... они не думали отходить от второй тележки третьего вагона нашей ЭР-7041. Скоро погас свет. Конечно, мы никуда не опаздывали, но хотелось знать, что случилось. В конце концов, нам надоело сидеть на нашем месте и мы перебрались к разбитому окну.

Попытка выяснить у машиниста о случившемся к успеху не привела, так как он наш вопрос просто проигнорировал. Нам оставалось только ждать и наслаждаться ночным видом и пением птиц. Наконец один из станционных работников отправился к хвосту, и мы наконец-то выяснили, что полетела букса. Он так же сообщил, что из Калинина нам на подмогу едет тепловоз. Сообщив это, рабочий отправился по своим делам.

А тем временем машинист с помощником принялись отцеплять вагоны. Разъединив провода, они спустили воздух из магистралей (процесс занял где-то 10-15 минут). Мы немного послонялись по вагону, открыли двери - без давления в напорной магистрали это можно было сделать рукой; послушали, как локомотивная бригада с молотком и матюгами пытается разъединить автосцепку. Скоро наступила тишина... Все замерло в ожидании нашего спасителя-тепловоза.

Восход на Волге. На переднем плане рыбаки. »» 

Мы тем временем опять пристроились около окна. Тут к нам подошел рабочий и мы с ним поговорили о ж.д. Сказали, куда едем и зачем. Он был удивлен, но все-таки польщен. Как выяснилось, он бывший торфяник и об узкоколейке знает не понаслышке. Поинтересовался, зачем так далеко ехать, если вот тут рядом тоже есть узкая колея.

Надо сказать, что к этому времени мы остались одни в вагоне. Почти весь народ, как выяснилось позже, спал во втором вагоне и в голове. Туда, кстати и переселили всех пассажиров злополучного третьего вагона. Пару раз прошлась милиция, поинтересовались - куда едем? Но работники правопорядка даже не проверили у нас документы, не говоря уже о билетах (коих, разумеется, не было).

"Стою на полустаночке..." - почему-то вспомнились слова из этой песенки. Мимо нас без передышки пролетали скорые поезда, ведомые неуклюжими "теремками" ЧС2Т и хищными ЧС6. Наконец вдали забрезжил свет прожектора нашего спасителя. Как выяснилось, им оказался ЧМЭ3-5690. Насчет номера мы не уверены, но можем сказать точно, что машинист нашего спасителя и вез нас в Васильевский мох на пригородном поезде.


 ««  Станция колеи 1520 "Васильевский мох"..

В разговоре с рабочим было выяснено, что пригородного поезда отправлением в 5:19 уже давно не существует. Есть поезд в 5:50, но по воскресеньям он не ходит (а свой вояж мы запланировали как раз на воскресенье, и оно, собственно, уже наступило - в тот момент, когда наша безжизненная электричка ждала подмоги в забытом Богом Редкино, куранты на Спасской башне пробили три часа ночи). Путеец рассказал, что ближайший пригородный до Васильевского Мха отправится только в 8:16, причем его поведет тот самый машинист, что и "нашу" ЧМЭшку.

Тепловоз, меж тем, прицепили в хвост нашего поезда, и электричку, за исключением отцепленных первых двух вагонов, протащили несколько сот метров в сторону Москвы до пригородной платформы станции Редкино. Там был отцеплен вышедший из строя третий вагон, после чего мы, используя главные пути, совершили маневр с целью воссоединения с головной секцией состава. За это время мы внимательно изучили скоростную подвеску контактного провода на главном ходу. Зрелище впечатляет: это нечто такое космическое-инопланетное.

Наконец "чмэзик" отцепили, и у электрички снова появились признаки жизни - зажегся свет, заурчали компрессоры. Спустя несколько минут наш поезд был отправлен. На тверскую землю наши ноги ступили в пятом часу утра, когда на востоке слегка забрезжил рассвет.

Ремонтные работы. »» 

На пути в это время стояла какой-то дальний поезд. Его проводницы и поздние пассажиры смотрели на нас, как на марсиан. Но нам уже было море по колену, и мы с гордым видом, мол, так и надо, отправились на вокзал изучать расписания.

Восходящее Солнце было решено встречать на берегу Волги. Неспешным шагом мы направились в центр, вдыхая прохладу и свежесть предутренней тишины. Прошлись по главным улицам и площадям Твери, вышли на набережную. Был полный штиль - даже деревья не шелохнутся. Впервые в жизни мы увидели Волгу, могучую реку, над которой вечно гуляет вольный ветер, зеркально гладкой. На фоне почти полного отсутствия вокруг людей и машин создавалось впечатление, что время остановилось, и все застыло на месте, замерло, как на огромном панорамном снимке. Красный краешек Солнца показался за горизонтом, и первые лучи озарили город. Снова начинается жизнь!


 ««  "Глухое пересечение в депо.".

Прогулявшись вдоль Волги по обеим ее сторонам, мы отправились обратно к вокзалу, куда и пришли к половине восьмого утра. Наш пригородный поезд, составленный из нескольких общих вагончиков с сиденьями из наборных дощечек, уже стоял у перрона с открытыми дверьми. Двери в вагонах не закрываются - видимо, содержать штат проводников накладно, да и скорости не те... Мы осведомились - а как же в зимнее время? Как оказалось, зимой все двери, напротив, закрыты, а вход возможен только в первый тамбур первого вагона и, соответственно, в последний - последнего.

Отправившись строго по расписанию (как ни странно), около 9 утра мы были в Васильевском Мхе.

В самом начале путь ветки Тверь - Васильевский Мох проложен прямо рядом с городскими домами и очень гармонично вписывается в окружающий ландшафт. Потом он петляет по полям, пересекает по мосту Тверцу, проходит мимо маленьких деревенек… При этом поезд движется довольно медленно, что позволяет неспеша, с чувством, толком и расстановкой осматривать окрестности. Однако, честно говоря, к концу пути мы уже начали подремывать. Но вскоре мы прибыли на конечную...

Тепловоз ТУ4-1603 в депо. »» 

ЛИХА БЕДА - НАЧАЛО
Узкоколейку в Васильевском Мхе искать не нужно: поселок буквально пронизан ее бесконечными нитями. Путевому развитию узкоколейной станции Васильевский Мох позавидовала бы, наверное, даже станция Москва-Сортировочная. В Васильевском есть даже жесткие пересечения путей.
Сперва мы, естественно, с детским изумлением беспорядочно пометались туда-сюда, сфотографировали два тепловозика... Но мы же ехали сюда не за этим! Нам хотелось именно на тот гипотетический согласованный поезд, который уходит в шесть утра!

Попытка идти за толпой, которая дружно пошла в одном направлении окончилась неудачей - они все очень быстро разбежались по дачам. Кто-то еще говорил своим спутникам, мол, не опоздать бы на автобус!


 ««  Диспетчерский пункт. Позывной "Мечта".

Горестные мысли об упущенном счастье снова привели нас на пассажирскую станцию ширококолейной линии, ведущей в Тверь. Там мы подошли к дежурной и попытались узнать, ничего ли ей не известно о пассажирском движении по узкоколейке. Та посоветовала обратиться в диспетчерскую УЖД и показала туда дорогу.

На путях мы встретили бригаду рабочих, и для верности спросили про диспетчерскую у них. Женщина, представившаяся как "путевой мастер", взялась проводить нас до диспетчерской, расспрашивая нас, кто мы и откуда, красочно рассказывая в ответ о своей нелегкой работе. Российская глубинка! Лишний раз подтвердился тезис о том, какие же в провинции кристально чистые и открытые люди! Все те, с кем мы общались на узкоколейной станции, а таковых было не менее десятка, отнеслись к нам как к долгожданным гостям, порадовались нашему приезду, скрасившему их однообразный быт, поделились своими проблемами и ответили на все наши вопросы про узкоколейку.

И вот мы на втором этаже ветхого каменного домика с деревянной пристройкой, в диспетчерской. Ее позывной - "Мечта". Нам так хотелось, чтобы наша мечта, мечта покататься на узкоколейном поезде, сбылась...

Пульт управления тепловозом ТУ7-2988, на котором мы ехали. »» 

В диспетчерской нам сказали, что скоро погонят порожняк на поля торфоразработки и посоветовали ехать вместе с тем составом. Мы справились относительно времени его отправления, в результате чего нас попросили подойти в диспетчерскую через часок. Сфотографировав на память пульт связи, огромные листы с графиками и служебные карты линий узкоколейки, развешенные на стене, мы отправились исследовать депо. Кстати, мы выяснили протяженность линий: 88 километров. Это касается части системы, расположенной до Романово; дальнейшее развитие в компетенцию нашей "Мечты" не входит.
ЗВЕРИНЕЦ
Итак, мы в депо. Как приятно на совершенно законных основаниях, не остерегаясь злого вечно пьяного дядьку-сторожа, бродить между вагончиками и тепловозами, заходить в ангары и служебные постройки, открыто переписывать на листочек номера!
Итак, ниже приводим список всего тягового подвижного состава, обнаруженного нами в депо. Звездочка стоит напротив номеров тех локомотивов, которые в данный момент на ходу.

ТУ4-1603*, ТУ4-1736*, ТУ4-2381, ТУ4-2753, ТУ6П-0016*, ТУ7-1482, ТУ7-1515,
ТУ7-1827, ТУ7-2988*, ТУ7А-2857.


 «« Законсервированные тепловозы и пожарный поезд. ТУ7 на переднем плане ещё на ходу.

Также, забегая вперед, скажем, что на станции 8-й пост нами были обнаружены ТУ4-2014 и ЭСУ2А-139*, на полях торфяных разработок - ЭСУ2А-947*. Не можем с уверенностью сказать, приписаны ли все они к депо Васильевский Мох или же принадлежат другой системе, что за Романово. На полях видели останки ЭСУхи, на которой номеров и след уже простыл, а в депо был замечен непонятный агрегат с подъемником, на котором было мелом написано ТУ4-1783. Кустарная переделка?!
Теперь - о вагонах. Очень много демиховских грузовых, используемых для перевозки торфа - никак не менее сотни. Наблюдалось также с два десятка цистерн для горючего, несколько пожарных цистерн для воды, окрашенных в красный цвет. Удивил нас 8-осный транспортер (тара 14,5 тонн, грузоподъемность 38 тонн). Видели останки немецкой (судя по еле разборчивому клейму) деревянной теплушки; три снегоочистителя (на одном из них - заводская табличка, выпуск 1955 года), машину для снятия бровки. Так же у "главного хода" обнаружено хитрое сооружение, представляющее собой установку, смахивающую на бур, укрепленную на кирпичном здании. Как выяснилось, это устройство для взятия проб торфа из вагона, для проверки его влажности. Ютятся в депо также останки самоходной электростанции СЭП3 красной окраски с надписью "пожарный". По словам рабочего - это что-то типа мотовоза с помпой. Теперь гниет, так как на пожарном поезде стоит насос с электродвигателем.

Здание депо, судя по выложенной кирпичом дате, сооружено в 1953 году.

Час пролетел совершенно незаметно, и уже пора возвращаться в диспетчерскую...
ДАЛЬНИЙ РЕЙС
"Мечта" проинформировала нас, что маршрут уже готов, и нам надо идти на линию, ждать поезда. В мгновенье мы очутились в назначенном месте, и увидели приближающийся составчик, ведомый тепловозом ТУ7-2988. Из кабины вышел помощник машиниста и жестом попросил перевести стрелку, напротив которой мы стояли. Один из нас с удовольствием проделал эту работу. Локомотивчик притормозил, и мы запрыгнули на подножку, зашли в кабину. Естественно, сразу же были сделаны фотографии пультов управления машиниста и помощника - в ТУ7 два пульта, ориентированных встречно, дабы удобно было управлять тепловозом придвижении в обе стороны.

8-осный транспортер (тара 14,5 тонн, грузоподъемность 38 тонн). »» 

За тепловозиком тянулась вереница из 20 с лишним порожних вагонов. Мы взяли курс к полям торфоразработки. Там предстояло эти вагоны оставить и ехать обратно резервом.

До станции 5-й пост, первой после Васильевского Мха, до коей ехать около 20 минут, тянулась двухпутка. Правда, один из путей, кстати, по словам старенького машиниста, более новый, не используется, так как хуже старого. Рельсы поржавели, путь зарос травой.

Меж тем, на станции 5-й пост нас ожидал пассажирский локомотив ТУ6П, увозящий рабочих, и мы сначала хотели вернуться с ними вместе. Но вкус дальней дороги пересилил даже желание прокатиться на столь редкостном тепловозе, и мы не стали слезать. До полей торфоразработки было около двух часов пути (при этом поезд с вагонами идет со скоростью около 15 км/ч).


 «« Машина для снятия бровки.

Сама станция 5-й пост - детище прогресса. Это единственная на всю систему станция, оборудованная устройствами СЦБ: автоматическими стрелками (!) и светофорами, как мачтовыми, так и карликовыми. Они работают, но как-то сами по себе. Сложилось впечатление, что машинисты их игнорируют. По крайней мере, на обратном пути мы спокойненько проехали на красный. Мачтовые светофоры есть и на станции Васильевский Мох, но там они не работают и заколочены досками крест-накрест.

Надо сказать, что различные прогрессивные идеи на исследованной нами УЖД не заканчиваются великолепием устройств СЦБ. Так, в 80-е в порядке эксперимента на ряде тепловозов и вагонов устанавливались автосцепки и применялось пневматическое поездное торможение! Но новшества не прижились...

Немецкая теплушка. Надпись в торце. »» 

В ближайших окрестностях Васильевского Мха еще кое-что напоминает о цивилизации - слева и справа от дороги можно наблюдать редкие домики, дачные участки, огороды. Дальше начинается лес, прерываемый мостом шоссе Р-84 над узкоколейкой, после станции 5-й пост - автодорожный переезд (с шлагбаумом, управляющемся из диспетчерской 5-ого поста) параллельной дороге Р-84 трассы, оборудованный по всем правилам. После переезда узкоколейка идет параллельно шоссе на поселок Восток, пересекая речку Оршу по мосту. Автодорожный мост расположен рядом с узкоколеечным.

За Востоком (с этим поселком, как мы понимаем, совпадает станция 8-й пост, обозначенная на двухкилометровке как Оршино), начинаются непроходимые болота, испещренные мелкими озерами. Там в несметных количествах обитают чайки и утки. По словам локомотивной бригады, водятся в тех местах и бобры, а в озерах, даже самых маленьких, полно рыбы. Караси живут даже в канавах с водой, оставшихся со времен прошлой торфодобычи. А вот в крупных озерах - Оршинском, Глухом, Светлом, Щучьем - водятся даже сомы и щуки. По рассказу машиниста, зимой приходилось видеть прямо на путях зайцев. Все местное население, надо понимать, промышляет охотой и рыболовством - машинист говорил, что ружья имеются чуть ли не в каждом втором хозяйстве.


 «« 5-й пост. Автоматическая стрелка.

В районе торфоразработок система разветвляется на множество направлений. По пути к нашей цели мы отклонились по двум стрелкам. Там, куда мы прибыли, был разъезд. Оставив порожняк на одном из путей, тепловоз совершил маневр на другой путь, и мы отправились назад.

Состояние путей, конечно, не позволяет гонять поездам с максимально возможной скоростью, но находится в весьма неплохом (по сравнению с той же Мещерской системой) состоянии, хотя локомотивная бригада и выражала постоянно свое недовольство. Но их понять можно, по словам они раньше без особых проблем ездили со скоростью 50 - 60 км/ч. А сейчас очень здорово шатает. На некоторых участках, например около километрового столба "11" шатанье переросло в несколько сильных рывков влево-вправо. По словам машиниста, штормит на 4 балла.

На некоторых участках, в частности, от Васильевского Мха до 5-го поста, уложены бетонные шпалы, чего мы не видели еще нигде. Тип используемых рельсов - Р24, на "немагистральных" путях попадаются и Р18.

Схема в диспетчерской Перегрузки-1, Перегрузки-2 и депо. »» 

Кстати, раз уж речь зашла о марках рельсов, то стоит отметить, что на путях широкой колеи на станции Васильевский Мох уложены рельсы Р50.

Без вагонов мы ехали, конечно же, быстрее - машинист не оглядывался назад, как бы что не сошло с рельсов. Случаи схода вагонов с рельсов достаточно часты, особенно по весне, когда пути от влаги могут проседать. Вдоль линии то тут, то там действительно валяются перевернутые кверху дном вагоны... (в одном месте видели, что сразу сошли с рельсов 5 вагонов) На наш вопрос "а что с ними делают дальше?" машинист ответил, что мощным краном ставят обратно на рельсы, после чего везут в ремонт...

Обратно мы ехали вне кабины, а на открытой площадке перед ней, стоя, как на палубе прогулочного теплохода, наслаждаясь окрестными видами. Где-то на середине пути "Мечта" вызвала бригаду нашего тепловозика - надо было ехать в Оршу, чтобы отвезти хлеб. На станции 5-й пост в тот момент находился тепловоз ТУ4-1736, и ему было указано подождать нас. Таким образом, на самой прогрессивной станции мы сделали пересадку и, перегрузив хлеб, поблагодарив бригаду "семерки" за замечательную экскурсию, и до Васильевского Мха добрались уже в кабине ТУ4. По сравнению с ТУ7 этот тепловозик довольно примитивный - тесная кабина, пульт управления с одной стороны (хотя наиболее важные органы управления продублированы справа и слева от пульта), нет открытой площадки. В кабине было очень душно. Машинист работал один, причем стоя - все сиденья в кабине были сломаны.


 «« ТУ6П-0016 на станции 5-й пост.

Возвратившись, мы еще раз зашли в диспетчерскую, чтобы поблагодарить гостеприимную "Мечту" и попрощаться с ее работниками. Нас пригласили приехать снова в июле, когда начнутся торфоразработки в районе Орши. Мы пообещали обязательно приехать. (Правда, в итоге эта поездка так и не удалась. Что ж, поедем следующим летом.)

Напоследок мы побродили по вагонному парку, посмотрели заправочную станцию тепловозов. Очень похоже на АЗС - такие же шкафы с "пистолетами".
ДОРОГА ДОМОЙ
От Васильевского Мха до Твери можно доехать по шоссе; собственно, раз в несколько часов между тверским автовокзалом и Мхом курсируют маршрутки в виде автобусов-"пазиков". Но шоссе в дневное время крайне малодеятельное - в десять минут в сторону Твери проходят одна-две машины, да и те до отказа забитые возвращающимися дачниками и их вещами.

Насосный агрегат пожарного поезда (предположительно бывшая СЭП4 или СЭП3). »» 

В наших замыслах было застопить кого-либо с целью добраться до железнодорожного переезда на полпути до города. После переезда располагается живописный железнодорожный мост через Тверцу (по нему, по всей вероятности, можно ходить пешком, ибо охраны в радиусе версты замечено не было), вблизи которого можно было бы обосноваться с костерком, шашлычком, пивом и т. д.

Нам удалось застопить "Газель" с водителем и одним пассажиром, но они сказали, что могут взять только одного. Мы не согласились, постояли еще минут 10, но за отсутствием иных транспортных средств, окромя велосипедов, мотоциклов и даже лошади, отправились пить пиво на скамеечке в тени железнодорожного вокзала. Сам вокзал был закрыт на замок (его отпирает дежурная за полчаса до поезда). 1520-миллиметровое мышление пересилило. Да и шашлыка у нас с собой не было...


 «« ЭСУ2А-139 на станции 8-й пост.

Поездом в 16:42 мы отправились в Тверь. Если бы мы устали чуток поменьше - подождали бы предпоследней электрички в 20:40, которой удобно возвращаться из Твери в силу того, что в Москву приходит она, когда до закрытия метро еще остается порядка сорока минут. Но неведомая сила внесла нас в поезд отправлением в 18:03, не наличествующий ни в одном расписании, введенный в связи с многочисленными отменами, который подается почему-то к правой стороне платформы на Москву, откуда обычно уходят дальние поезда. Мы комфортабельно устроились у окошка, но по мере приближения к столице в электричку набилась дикая толпа дачников. Усугублялось положение тем, что мы ехали в последнем вагоне, у которого была забита последняя дверь. Ни за что на свете более не будем возвращаться в Москву по воскресным дням электричкой, отправляющейся ранним вечером. Уж лучше последней...

Несмотря на то, что вояж наш был слегка подпорчен обстановкой "садово-огородной" электрички, в которой стоявшие пассажиры то и дело орали друг на друга чуть ли не матом, поездка, безусловно, удалась!

 «« Оглавление...


Мнение авторов не всегда совпадает с мнением редакции.

Хостинг от uCoz