К 1990 году в Латвии существовало лишь небольшое общественное заведение, вывеска которого гласила: «Железнодорожный музей». Занимало оно в доме культуры г. Елгава всего пару комнат и главными экспонатами являлись портреты почетных железнодорожников местного НОДа (отделения дороги).
Экспозиционный зал (бывшее депо на 6 стоил) музея после очередного культмассового мероприятия. Фото У.Гринбергса. »»
После учредительной конференции Всесоюзного общества любителей железных дорог СССР (ВОЛЖД), группе энтузиастов удалось добиться положительного решения начальства Прибалтийской железной дороги о создании современного железнодорожного музея в Риге. Но первые реальные шаги по организации музея были предприняты лишь в 1992 году – в рамках Латвийской дороги, когда в штат Рижской детской железной дороги была занесена новая должность – директор музея (без портфеля и даже стола). Экспонаты предполагалось разместить в лесу, около главной станции ДЖД. Пару лет спустя железнодорожный музей уже имел свой штат и свои музейные экспонаты, а директор – портфель и даже комнату в здании управления дороги.
«« Паровоз ТЭ-036 на базе запаса Иерики перед отправкой в музей. Фото Т.Алтбергса.
Сегодня музей располагается в бывшем локомотивном депо Риго-Митавской железной дороги, в пяти минутах от исторического центра столицы Латвии. В качестве экспонатов можно увидеть уникальный контактно-аккумуляторный электровоз ВЛ26-005, паровоз ТЭ-036, бронированный салон-вагон маршала Баграмяна, вагон для перевозки заключенных, несколько двухосных грузовых вагонов, а также вагоны колеи 600 и 750 мм. В конце 2001 года состоялась торжественная презентация узкоколейного снегоочистителя - первого отреставрированного в музее экспоната.
В 1970-ые года контактно-аккумуляторные электровозы серии ВЛ26 (один из экспонатов) работали не только на маневрах! Фото из коллекции Т.Алтбергса. »»
Около бывшего депо Елгава, свою очередь ждет еще много единиц подвижного состава, например, тепловозы: ТЭ3, ТЭМ2, ТГМ3Б, ТГК2; краны на железнодорожном ходу: ПК18,5, МК6; множество вагонов... Вопрос только вот в чем: будут ли вообще они когда-нибудь отреставрированы? Железная дорога наша переживает не самые удачные дни и деньги на развитие музея приходится искать разными способами, например арендой помещений и представления экспозиционного зала для разного рода шумных культмассовых мероприятий. В итоге в году музей способен профинансировать лишь реставрацию одного-двух экспонатов. А еще надо и благоустроить территорию, прокладывать новые пути, ремонтировать здание и, в конце-концов, платить заработную плату.
И все же энтузиасты музейного железнодорожного дела в Латвии оптимистически смотрят в будущее и надеются, что музей не только устоит, но и будет развиваться: приобретать, реставрировать и сохранять все новые и новые экспонаты.
Сайт музея (только на латышском):
http://www.railwaymuseum.lv/
«« Оглавление...