Обратно к: » Оглавление » Другие выпуски
 Выпуск 3 » Июль 2001 года


Александр Кондаков

ИСТОРИЯ СТАНЦИИ ТОРОПЕЦ

Данная статья взята из готовящегося к отдельному изданию (в электронном виде, в форме, аналогичной форме распространения журнала "Семафор") "Путеводителя по дороге Бологое - Великие Луки".
Начать рассказ об истории станции Торопец можно с банального высказывания о том, что история станции - это "зеркало" истории всей страны. В данном случае это высказывание абсолютно верно и уместно. Все события ХХ века, происшедшие в России, нашли свое отражение в судьбе станции.

Первый поезд на станции Торопец (Из фондов торопецкого музея) »» 

Началось все в 1907 году, когда было закончено строительство дороги от станции Бологое (с постройкой там станции Бологое-Полоцкое) до Невеля Николаевской дороги и именно в этом году со станции Торопец отправился первый поезд. Точнее, чуть раньше указанного года. За пару лет до завершения строительства дороги, стало ясно, что дорога скорей всего пройдет в стороне от города, но, теоретически, возможно подвести ее и ближе. Строители обратились к городским властям с деловым предложением: вы нам - энную сумму, мы вам - дорогу в город. Надо отметить, что такие методы активно практиковались при строительстве дороги. При этом иногда сторонам удавалось договориться, а иногда и нет, как это случилось на подходе к соседнему Андреаполю. Строители так и не сошлись в цене с владельцем фруктовых садов около Андреаполя, и дорогу пришлось прокладывать с многочисленными кривыми, чтобы и сады обойти, и к городу подойти. Все эти кривые сохранились и сейчас. Но вернемся в Торопец! К тому моменту, о котором шла речь выше, Торопец уже перестал быть богатым торговым городом, каким он был за несколько десятилетий до этого, когда играл большую роль проходящий через город Холмский тракт. Может быть это обеднение города, а может быть и просто жадность в итоге привели к отказу в "материальной помощи" строителям. Те, в свою очередь, не стали из-за этого тормозить процесс постройки дороги и станция Торопец появилась на свет в двух с небольшим верстах от города. Такое расположение привело к тому, что развился целый перевозочный бизнес - к поездам приезжали экипажи для подвоза людей в город. Стоимость такой перевозки равнялась 10 копейкам. Отметим, что сейчас этот бизнес тоже жив. Все поезда встречают "частники", готовые за 10 рублей подвезти в любой конец города. Станция расположилась на 222 версте дороги (отсчет от Бологова) и была второй по важности на дороге после станции Осташков. Работало на станции около 40 человек. Кстати, еще до открытия станции в 1905 году некоторые железнодорожники успели поучаствовать во Всероссийской стачке.


Товарные поезда на станции Торопец (Из фондов торопецкого музея)

До 1917 года жизнь на станции шла своим чередом. Окончательно сформировался и архитектурный облик станции. Здание вокзала было очень похоже на здание вокзала Бологое-Полоцкое. Во время Первой мировой дороге Бологое - Невель работы хватало… Было построено и паровозное депо, здание которого сохранилось и сейчас. С 1917 года началось смутное время разновластья. Формально, в конце октября 1917 года, в городе и уезде утвердилась советская власть, которая неоднократно подавляла различные "мятежи". Станционное хозяйство, тем временем, как и везде в стране, приходило в запустение. 9 сентября 1920 года на станции прошел коммунистический субботник, со своими "бревнами" и "бревноносцами". Окончательно станция оправилась только к середине 1920-х годов (в 1923 году к ней было подведено электричество от открытой городской электростанции). В 1930-е годы были и репрессии, и все остальное… Надо отметить, что появилась и полноценная инфраструктура (библиотека, семилетняя школа - ныне N41). Развивалось и паровозное депо, проводившее, в том числе и ремонт (называвшееся, кстати, "паровозо-ремонтное депо").
Июнь 1941 года станция, можно сказать, встретила в "расцвете сил" - грузы с и на предприятия города загружали станцию, что называется "по полной программе". Немцы пришли в город в августе 1941 года. С учетом того, что были захвачены и Великие Луки, можно заметить, что очень важный участок железнодорожной сети оказался у врага. Для того, чтобы отрезать противника от транспортных путей в январе 1942 и была предпринята знаменитая Торопецкая операция, в результате, которой советским войскам удалось выйти на линию Осташков - Торопец - Западная Двина. Торопец был освобожден 21 января 1942 года. Этому событию предшествовали очень жестокие бои. Центром наибольшего сопротивления врага была станция Торопец. Немцы вырубили лес перед станцией, чтобы обезопасить себя от внезапного нападения. Это помогло им некоторое время удерживать станцию. За время январских боев станция неоднократно переходила из рук в руки. Вокзал и другие постройки превратились практически в руины, станционных путей тоже почти не осталось.

 ««  Здание вокзала и привокзальная площадь в 1950-е годы (Из архива автора)

После освобождения, станция Торопец, стала важным военным транспортным узлом, так как Великие Луки были освобождены только через полтора года. Для того, чтоб соединить дороги Москва - Новосокольники и Бологое - Невель (которые встречаются в Луках) пришлось построить соединительную линию от Старой Торопы до Торопца. Остатки этой линии видны и сейчас (по некоторой ее части проходит ветка от Старой Торопы до поселка Октябрьский). Немцы прекрасно понимали важность этого узла, поэтому станция подвергалась бомбежкам до 1944 года. В 1942 году линия фронта проходила совсем недалеко от Торопца - через станцию Назимово. К 1943 году она была сдвинута уже непосредственно к Лукам и тогда на станции Великополье обосновались два дивизиона бронепоездов. Ремонтной же базой бронепоездов стало торопецкое депо (был еще третий дивизион, для того, чтобы заменять выбывший в ремонт).

Вход в вокзал, 1999 год (Фотография автора)  »» 

В послевоенные годы многое из инфраструктуры станции пришлось восстанавливать почти "с нуля". Здание вокзала было восстановлены с соблюдением пропорций старого здания, но в более экономном и строгом послевоенном стиле. Станция вошла в черту города (до сих пор, правда, находясь на окраине). С появлением новых промышленных предприятий появилась необходимость и в расширении грузового двора. Основной парк депо составляли трофейные паровозы ТЭ. С переходом отечественных дорог на тепловозную тягу, депо стало тепловозо-ремонтным, а большинство паровозов были переданы на промышленные предприятия страны. Вскоре после смены "ориентации" депо его закрыли, но это не было признаком упадка станции. В городе в 1960-е и 1970-е появились новые предприятия, а, значит, и вырос грузопоток. На станции появились большая контейнерная площадка, новые пакгаузы. Число подъездных путей достигало десятка (непосредственно на станцию). Планировалось введение на станции централизации, но…


Вид на здание бывшего депо, 2000 год (Фотография автора)

Вновь станция повторила судьбу страны. Станция начала 1980-х и станция середины 1990-х были абсолютно разными. Была ликвидирована контейнерная площадка и грузовой двор, разобраны некоторые пути на станции, закрыты все (!) подъездные пути к предприятиям. Количество работающих на станции сократилось до 10 человек. Тем не менее, в 2000 году началось некоторое оживление. Леспромхозы стали больше отгружать продукции, в результате чего бывшая контейнерная площадка стала площадкой для погрузки древесины. Восстановлены некоторые ранее разобранные пути, но подъездные пути предприятиям по-прежнему не нужны, поэтому они так и лежат без дела (некоторые даже отсоединены от путей станции). Активной жизнью живет только ветка, уходящая к военной части, ориентированной на производство некоторого военного инвентаря (сыграли свою роль в активизации военные действия в Чечне). Через станцию ходит одна пара ежедневных пассажирских поездов. На них можно доехать до станций Бологое и Великие Луки. На момент написания статьи, благодаря усилиям начальника Октябрьской дороги, Торопец был лишен прямой пассажирской железнодорожной связи с Санкт-Петербургом и Москвой (а такая связь существовала практически всегда, особенно с Ленинградом). Это очень осложняет развитие туризма в уникальном городе с более чем девятивековой историей. Поживем-увидим, что будет дальше. Одно можно сказать однозначно: станция Торопец будет по-прежнему "зеркалом" жизни той страны, где она расположена.
Дополнительную информацию о городе Торопец можно найти на веб-сайтах:
"Торопец - история и современность" - http://www.toropets.ru
торопецкая газета "Мой Край" - http://www.moi-krai.ru

 «« Оглавление...


Мнение авторов не всегда совпадает с мнением редакции.

Хостинг от uCoz