Обратно к: » Оглавление » Другие выпуски
 Выпуск 2 » Февраль 2001 года


Александр ВЕРШИНИН (Ростов-на-Дону, Россия) gorizont@rsd.ru

ПЕРЕСЛАВЛЬ-ВЕКСА-ТАЛИЦЫ: ПУТЬ В БЕРЕНДЕЕВО ЦАРСТВО
(путешествие по Переславской узкоколейке 5-6 августа 2000 г.)

Среди стальных магистралей России не так уж много осталось действующих Narrow-Gauge Railways — узкоколейных железных дорог, или, попросту говоря, узкоколеек. Узкоколейка… Это чудо техники постоянно манит к себе и греет душу любителям железных дорог. Планируя свою поездку по «узкоколейным местам», я остановил свой выбор на Переславле: бывшая торфовозная, а ныне музейная узкоколейка, опоясавшая знаменитое Плещеево озеро, железнодорожный музей-заповедник… Впереди месяц законного отпуска в моем полном распоряжении! Кидаю в чемодан фотоаппарат, свитер, железную кружку и зубную щетку. Всего за 17 часов скорый поезд доносит меня до Столицы. Созваниваюсь с Дмитрием Сутягиным, и ранним субботним утром 5 августа мы встречаемся на Московском автовокзале (м. Щелковская). Несмотря на короткий сон, чувствую себя особенно бодро: в ближайшее время нас ждет нечто весьма интересное. Цель — добраться до Переславля, а оттуда поездом по узкоколейке до станции Талицы — железнодорожного музея. Незабываемые воспоминания и масса впечатлений остались у нас от этого путешествия, с которым и познакомит читателя дальнейший мой рассказ... 
ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ
Итак, Переславль-Залесский! Древнейший город Центральной России, один из 16 городов Золотого Кольца, самый южный город Ярославской области. Начну я свой рассказ об этом удивительном уголке земли с того, что от Москвы он расположен недалеко — в каких-то трех часах пути. История города связана с именами Александра Невского, Ивана Грозного, Петра I. В городе множество уникальных архитектурных памятников, храмов и монастырей, а окрестности Переславля славятся неповторимой красотой природы. Здесь находятся удивительные по красоте озера, среди которых овеянное легендами озеро Плещеево, протекает множество рек, большая часть территории края занята болотами. На южном берегу Плещеева озера, недалеко от Переславля, расположена музей-усадьба «Ботик Петра I», в которой открыт музей истории отечественного флота. Именно здесь в конце XVII века под руководством молодого Петра велось строительство «потешной» флотилии, положившей начало военно-морскому флоту России. В целях сохранения такого уникального природно-исторического комплекса, в районе Переславля образован Природно-исторический национальный парк «Плещеево озеро».
...Пытаюсь приоткрыть заспанные глаза, прогоняю остатки сна. Подъезжаем к Переславлю. Позади 140 км. За окнами автобуса глухая российская провинция: маленькие улочки и переулки, небольшие домики, огороженные покосившимися заборами; иногда встречаются потрепанные двух- и трехэтажные дома, заброшенные церквушки. Оказалось, что новый автовокзал в Переславле находится почти на окраине города. Ну что ж, пройдем пешком до старой автостанции. От нее и начинается заветная узкоколейка, и ровно в полдень отправляется поезд до Купанского.
На спуск с горки спортивным шагом ушло не более 15 минут. Тихий и приятный город. Прохладно, небо хмурится, срывается мелкий дождик. «Где тут, собственно говоря, узкая колея и вокзал?» — интересуемся мы у пробегающего паренька. Молодой человек удивляется, роняет нижнюю челюсть, затем округляет рот и глаза, и наконец дает нам понять, что он совсем не в курсе. Жаль, что молодое поколение на такое чудо даже внимания не обращает. На наше удивление, дальнейшие попытки войти в контакт с местными жителями особым успехом также не увенчались: большинство опрошенных даже не подозревают о существовании в их городе узкоколейной железной дороги! Как-то странно это...

Вот она, узкая колея!.. »» 

Вот и узкая колея! Мы ж почти на ней стоим! Два заросших травой 750-мм пути, две стрелки, заброшенное (в прошлом совмещенное с автостанцией) здание вокзала, с одной стороны переоборудованное в летнее кафе, асфальтированная платформа. В сторону московского шоссе рельсы сняты: просматриваются только следы от некогда существовавшей колеи — насыпь и несколько шпал, присыпанных землей и грудами мусора. Когда-то раньше здесь был переезд, теперь он не действует — путь до ширококолейной линии Переславль – Берендеево и мост через реку Трубеж разобраны в 1994 году. Такие маленькие, просто игрушечные рельсы (Р18) и стрелки. «Крестовины стрелок тертые, — замечает Дмитрий, — значит что-то ходит!».

 «« ТУ4-1984 в Переславле

И вот тут путешественников поджидала неприятность: оказалось, что поезд, который должен отправляться по выходным дням в 12.00, и под который мы подобрали автобус теперь отменен! Бабулька, собирающая «таксу» за пользование привокзальным туалетом (наконец-таки нашелся первый грамотный человек на нашем пути) очень доходчиво и со знанием дела ответила на все наши вопросы: «...О, ребятки, утренний поезд уже давно ушел; если хотите уехать, подходите часикам к пяти вечера, или лучше чуть раньше.., а днем сейчас не ходит...». Такой неудачный расклад никак не вписывался в наши планы... Нет, этого не может быть. Неужели придется ждать целых 5 часов?..  И только мы присели с горя перекусить в кафе и обдумать дальнейшие действия, как вдруг... О! Что это? Неужто послышалось? Нет! Тепловозный гудок!.. Вон и оно, то самое чудо техники: из-за поворота медленно выползает маленький тепловозик ТУ4. Один, без вагонов. Как выяснилось позже, машинист просто подвез до города своих родственников. Весьма кстати! Конечно же он и спас нас от утомительного ожидания вечернего поезда... 
ИЗ ПЕРЕСЛАВЛЯ В ТАЛИЦЫ ПО УЗКОКОЛЕЙКЕ
Напрашиваемся в попутчики к машинисту. На переговоры ушло ровно 6 секунд, машинист оказался очень отзывчивым и доброжелательным, поинтересовался целью нашего путешествия, пожелал удачи. Как хорошо, когда тебя окружают такие замечательные люди! И вот мы в тесной кабине локомотива. Протяжный тепловозный гудок и старенькая машинка, скрипя всеми своими внутренностями, осторожно трогается с места... Романтика! И чего еще нужно для полного счастья!


И вот мы в кабине ТУ4…


Скрылся за поворотом Переславль. ТУ4, урча дизелем и постукивая на стыках, набирает скорость. Скоростные магистрали, высокие технологии, автоматизация, компьютеризация... — кажется все это осталось где-то далеко-далеко отсюда, в каком-то другом мире... Вокруг красота, совершенно неописуемая: слева — величественный Горицкий монастырь и купола Успенского собора, справа — бледно-голубая гладь Плещеева озера. Огромное озеро, заросшее непролазным камышом; противоположный берег практически не виден. Впечатляющее зрелище! А впереди — отдаленное напоминание о тех самых магистралях и технологиях — уходящий к горизонту, еле заметный узенький стальной путь.., Путь в царство лесного царя Берендея. 

А впереди – узенький стальной путь, Путь в Берендеево царство… »» 

Проезжаем село Веськово. Весь — название одного из финно-угорских племен. Здесь на берегу Плещеева озера начала осуществляться идея Петра I о постройке флотилии. Однако вскоре Плещеево озеро стало тесным для замыслов Петра, и строительство настоящего флота началось в Архангельске, куда царь приказал перевести из Переславля всех мастеров корабельного дела и первых моряков. Вон там на холме виден памятник Петру I, рядом с памятником — якоря с больших петровских кораблей. У подножья холма — между автодорогой и озером — ресторан-кафе «Ботик», здание которого выполнено в форме пиратского брига. Подъехавшие туристы, заметившие бегущий по рельсам тепловоз, свистят и машут нам руками…

 «« Местами перестук колес заглушается шумом веток, хлещущих тепловоз…

Вскоре озеро остается позади, и навстречу приближается лес. И вот уже березы, ели и столетние сосны обступают наш путь тесным коридором. И только стук колес нарушает лесную тишину. Сказочные места! Многочисленные тропинки, пересекающие железную дорогу. Маленькие мостики над ручейками. Болота, заросшие камышом. Местами лес настолько близко подступает к нам, что перестук колес заглушается шумом веток, безжалостно хлещущих тепловоз с обеих сторон. Этой удивительной железной дороге придан статус заповедной, она уникальна своим природно-культурным окружением и великолепно вписывается в Национальный парк «Плещеево озеро». В этих местах жил выдающийся русский писатель Михаил Михайлович Пришвин, именно здесь находится та чистая и прекрасная пришвинская страна, где бьют родники Берендея, где солнце устроило свою кладовую, и где живут хорошие люди...  Как и полагается на 750-мм колее, состояние пути оставляет желать лучшего: маленький локомотив, даже при скорости 30-35 км/час, безжалостно бросает в разные стороны на каждом стыке.
Раньше эта дорога обслуживала торфоразработки (узкая колея обычно значительно удешевляла расходы на строительство, облегчала прокладку пути в труднопроходимой заболоченной местности и позволяла избежать излишних трат на «широкий» подвижной состав), и даже не верится, что когда-то здесь кипела жизнь. По узкоколейке один за другим шли составы, подвозя добываемый в этих местах торф к основной железнодорожной линии Москва – Ярославль. Разветвленная сеть узкоколейных железных дорог, принадлежавших Купанскому транспортному управлению, соединялась с ширококолейной магистралью в Переславле и на станции Беклемишево. Прошли годы. Сегодня мало что осталось от бывшего торфяного гиганта. Только ржавые торфовозные вагоны, разбросанные кое-где вдоль железнодорожного полотна, отдаленно напоминают о былом предназначении дороги... 
Строительство узкоколейки началось в конце 20-х годов от села Купань к берегу Плещеева озера. Кусковый торф на деревянных вагонетках лошадьми подвозили к озеру, перегружали на баржи и отправляли в Переславль. В начале 30-х на дороге появляются паровозы, локомотивное депо и мастерские в поселке Талицы, строится поселок торфодобытчиков Купанское. В 1938 году по проекту инженера Стойлика путь прокладывают вокруг Плещеева озера до Переславля.
В перестроечные времена здешние торфяные поля оказались убыточными. Министерство топливной промышленности приняло решение ликвидировать Купанское транспортное управление, разобрать и сдать в лом две сотни километров узкоколейки, опоясавшей берега знаменитого Плещеева озера... Однако в 1989 году бесперспективная, погибающая дорога была выкуплена Анатолием Федоровичем Гусевым — тогдашним председателем крупного ярославского кооперативного объединения «Декор» (в настоящее время Анатолий Федорович отошел от коммерческой деятельности, однако принимает активное участие в делах музея, являясь Председателем его Совета учредителей) и стала первой частной железной дорогой в России. Кооператив начал осуществлять пассажирское и туристическое движение, не дав окончательно умереть дороге. 
И вот сейчас мы мчимся по этой стальной магистрали, от которой остался лишь небольшой участок Переславль – Векса – Купанское – Мшарово и ветка Векса – Кубринск (всего около 80 км). Остальная же часть (включая оба выхода к широкой колее) разобрана… Нет, здешняя железка совсем не похожа на те хорошо знакомые всем нам железные дороги с большими скоростями, комфортом и точным расписанием. Крохотный поезд из двух зелененьких вагончиков, коих таскает видавший виды тепловоз, ходит из Переславля в Купанское и обратно два раза в день, а из Купанского в Кубринск — только два раза в неделю (по понедельникам и пятницам). «Кукушка» — так называют здесь это обшарпанное, насквозь пропахшее соляркой, весело пыхтящее чудо, навек поселившееся на этой затерянной в глухомани дороге.
Правый поворот. Покосившийся светофор, от которого остался лишь проржавевший насквозь остов. Впереди небольшое путевое развитие, несколько маленьких грузовых и пассажирских вагончиков замерли на боковых путях.

Станция «Векса» — место соединения всех четырех направлений узкоколейки »» 

Станция «Векса». Некогда оживленная узловая станция — место соединения всех четырех направлений узкоколейки: Переславль, Кубринск, Мшарово, Беклемишево. Вокруг тишина. Жаль, но общая картина говорит об упадке дороги.
Теперь нам предстояло отпустить тепловоз и ориентируясь по карте, пройти чуть более 6 км пешком: 4 км вдоль ветки Векса – Кубринск до разъезда «48 км», а затем 2.5 км вдоль музейного ответвления до поселка Талицы... Однако к счастью эта затея так и не осуществилась: «Ребята, здесь по шпалам будет тяжело, может вас до конца подвести?» — невзначай поинтересовался у нас машинист. Удивившись такому предложению, мы возражать конечно же не стали. Вот так! Вторая удача за сегодняшний день!

Перебрасываем стрелку на Кубринскую ветку. Далее из-за плохого состояния пути, тепловоз ползет очень медленно. Только теперь мы осознали, что сильно погорячились, планируя пройти этот путь пешком: вокруг изрядно заболоченная местность, покрытая густым влажным туманом.

 «« Подъезжаем к станции Талицы

Выжженные торфяники, усеянные упавшими деревьями с обуглившимися корнями — такого раньше мне видеть никогда не приходилось. Только небольшая насыпь и все тот же узенький, по колено заросший травой, 750-мм путь. Вот и Талицкий разъезд, или, как его еще называют, разъезд «48 км» — место примыкания музейной ветки к линии Векса – Кубринск. Вон еле заметная в траве стрелка и через несколько минут мы подъезжаем на нашем стальном коне прямо к заветной цели...

ТАЛИЦЫ — ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК
Впереди перед нами большое (по узкоколейным меркам) путевое хозяйство и депо. Станция Талицы.

ТУ4-1984 на станции Талицы »» 

С одной стороны — груженый песком состав из вагонов-дозаторов, с другой — деревянный снегоочиститель, в глубине под открытым небом — паровозы, маленькие вагоны. В депо суетятся несколько человек. Отблагодарив машиниста и поздравив его с наступающим Днем железнодорожника, спрыгиваем из кабины ТУ4 на землю. Заприметив тепловоз, люди бегут нам навстречу, кричат, машут руками,.. радуются! «Вот это да! Вексовский тепловоз уже как такси работает! А мы вас заждались!», — встречает нас директор музея Сергей Дорожков. Событие, к которому мы так тщательно готовились, наконец свершилось!
Талицы — небольшой поселок, затерявшийся среди лесов, озер и болот Переславского района. Из рассказа Сергея, местных жителей здесь немногим больше 20 человек. Единственная здешняя достопримечательность — узкоколейная железнодорожная станция и паровозный музей. 



Талицы — Железнодорожный музей-заповедник
Музей расположен в старом паровозном депо. Многие мастерские и постройки тут остались еще от «старого режима». Здесь собирают узкоколейную железнодорожную технику (отдавая предпочтение паровозам), ведут научно-исследовательскую работу, проводят экскурсии, осуществляют туристические маршруты по всей узкоколейной системе. Все экспонаты доводятся до полностью рабочего состояния силами немногочисленных сотрудников музея, влюбленных в свое дело и работающих в основном на собственном энтузиазме. Гордость музея — отремонтированные паровозы: Гр-269 (завод им. Карла Маркса, Бабельсберг, Германия; построен в 1950 г. и передан в СССР в качестве контрибуции), Кп4-469 (завод им. Дзержинского, Хржанов, Польша, 1954 г.) и Фт4-028 (завод Тампелла, Финляндия, 1945 г.).

 «« Гр-269 и Кп4-469

Мастер по реставрации и восстановлению паровозов и других железнодорожных машин — главный инженер музея Сергей Иванович Захаров. Когда-то в Купанском транспортном управлении он работал начальником отдела теплового и подвижного состава. Сергей Иванович пришел работать в музей, будучи на заслуженном отдыхе, и новое дело вселило в него новые жизненные силы. Именно благодаря ему паровозы несколько раз в год оживают, издают длинный гудок, выпускают клубы пара и отправляются в путешествие по единственной в России музейной узкоколейке от станции Талицы вдоль Блудова болота и Плещеева озера до Переславля...



Гр-269



Кп4-469
Железнодорожный музей в Талицах является членом Европейского союза железнодорожных музеев, входит в Европейскую Федерацию музейных и туристических железных дорог (FEDECRAIL). Тесные дружеские и деловые связи налажены с заповедной железной дорогой Welshpool & Llanfair Light Railway колеи 762 мм в Уэльсе. В России подобных музеев больше нет, аналогичные действующие коллекции паровозов и другой железнодорожной техники можно встретить в Англии, где работает несколько туристских железных дорог с паровозами начала XX века. В Англии есть Клуб друзей музея паровозов под Переславлем, и в октябре 1999 года депо в Талицах посетил сам Дэвид Морган, президент Европейской Федерации музейных и туристических железных дорог.

Немецкий деревянный пассажирский вагон Goerlitz »» 

Кроме паровозов, в музейной экспозиции имеются самые разнообразные уникальные экспонаты, собранные с различных (большей частью разобранных или заброшенных) узкоколеек: недавно восстановленный мотовоз МД-54, участковая автодрезина Уа-4727 (построена в Калуге, 1939 г.), пожарная автодрезина ПМД-3-259 (Демиховский завод, 1968 г.), деревянный пассажирский вагон Goerlitz (Германия, 1898 г.), рельсовые автомобили, самоходная электростанция ЭСУ-2а, снегоочиститель, лесовозные и торфовозные вагонетки, паровозные котлы, рельсы самого разнообразного сечения, сигнальные фонари, станционный колокол (со станции Труфаново Тула-Лихвинской узкоколейки), электрожезловые аппараты и еще много очень интересных вещей. Мы узнали о дальнейших планах восстановления еще не восстановленной техники и приобретения новых экспонатов.

 «« Снегоочиститель – используется по назначению каждую зиму

Так сейчас в процессе восстановления находится паровоз К-157 (Коломенский завод, 1928 г.). С 1978 по 1998 г. он простоял в г. Балахне Нижегородской обл. в качестве памятника Чернораменскому транспортному управлению, которое добывало торф для Нижегородской ГРЭС. «У него утеряно одно дышло (у памятника оно было заменено бутафорским — деревянным) и теперь ни одна мастерская, в которую бы мы не обращались, не в состоянии изготовить такое же даже по готовым чертежам», — пожаловался нам сотрудник музея Артур Березин. В Балахне также был приобретен автомобиль ЗИМ, который старый советский начальник транспортного управления в свое время приспособил для передвижения по рельсам. Очередной грандиозный план — восстановить по старым чертежам станционное здание в Талицах, где развернулись бы музейные экспозиции.

Станционный колокол со станции Труфаново Тула-Лихвинской дороги »» 

После обеда, совмещенного с ужином, мы долго беседовали с Сергеем и его коллегами, не переставая удивляться оптимизму и энергичности этих замечательных людей. Невольно поражаешься: откуда в совсем еще молодых людях берется такая привязанность к паровозам? Что же в них можно найти, казалось бы, сегодня, в век компьютеров и вообще «чистых рук»?.. 
К вечеру похолодало. Даже жужжащие и кусающие комары не смогли отбить у нас желание с пользой провести вечер. И вот, в поисках приключений, мы уже мчимся на дрезине с одним из сотрудников музея к Талицкому разъезду. Нам необходимо перевести стрелку, чтобы утренний Кубринский поезд не заехал в музей (один раз такое случилось). Глаза и щеки в слезах от холодного встречного ветра… Темнеет. Лесные поляны и заросшие тростником болота неторопливо натягивают на себя своеобразный налет вечерней таинственности. Необычное ощущение дополняет прозрачный влажный туман, в котором свет фонаря дрезины напоминает что-то театральное... Подъезжаем к стрелке. И вот с нашей помощью, проржавевший механизм, с характерным скрипом и последовавшим за ним глухим ударом перебрасывает стрелку в свое «законное положение»...
Возвращаемся. Надо сказать, что езда на мотодрезине по раздолбанному узкоколейному пути даже при скорости 40 км/ч — это аттракцион для любителей острых ощущений. Ехать здесь на тепловозе все-таки было намного спокойнее. Хотя я и не отношу себя к категории слабонервных, но все-таки создавалось такое впечатление, что подпрыгнув после очередного стыка, дрезина уже никак не стремится опять приземлится точно на рельсы, а так и норовит упасть где-то рядом в зеленое квакающее болото... Однако обошлось! Поздно ночью, после тяжелого дня, полного впечатлений, и когда сил воспринимать какую-либо информацию уже совсем не осталось, мы наконец улеглись спать на армейских двухэтажных кроватях в маленькой комнате депо. 
На следующий день, 6 августа, ближе к обеду, настал момент расставания. Мы долго благодарили ребят за теплый прием и большое внимание. Да, мероприятие получилось на редкость приятным и запоминающимся. Вернувшись домой, я понял, что мою «крышу» все-таки снесло: такого восторга у меня еще не вызывало ни одно путешествие. Удалось в живую посмотреть на действующую узкоколейку, проехать по ней на тепловозе, посетить уникальный железнодорожный музей. Мы увидели удивительное по красоте Плещеево озеро, бескрайние леса и болота, заброшенные торфяники. Но самое главное в том, что мы познакомились с замечательными людьми — хозяевами этой дороги...

 «« Сотрудники музея с Дмитрием Сутягиным

Со страниц нашего журнала еще и еще раз хочется поблагодарить «стахановскую бригаду», этот коллектив удивительных людей: Сергея Дорожкова, Артура Березина, Юрия Елякина, Александра Ткачева, Сергея Захарова и всех остальных сотрудников музея. Большое человеческое спасибо вам за то, что в такое тяжелое время вы нашли в себе силы создать, постоянно поддерживать и демонстрировать людям такое чудо! Желаю дальнейших творческих успехов, пополнения коллекции и скорейшего осуществления всех ваших планов и начинаний!

Фотографии: Дмитрий Сутягин, Александр Вершинин


Ресурсы сети Интернет, посвященные Переславской узкоколейке:
1. Переславский Железнодорожный Музей-Заповедник www.pereslavl.com (Дмитрий Зиновьев)
2. Купань: узкоколейка в царство Берендея http://www.parovoz.com/narrow/kupan.html (Дмитрий Зиновьев)
3. Переславская музейная железная дорога: путешествие в Берендеево царство http://www.az.ru/alexv (Александр Вершинин)
4. Переславский Железнодорожный музей http://scotch13.narod.ru/pzhmz/index.html (Дмитрий Сутягин о нашем путешествии 5-6 августа)

 «« Оглавление...


Мнение авторов не всегда совпадает с мнением редакции.

Хостинг от uCoz