Обратно к: » Оглавление » Другие выпуски
 Выпуск 2 » Февраль 2001 года


Александр Кондаков (Москва, Россия)

ПАРОВОЗЫ СЕРИИ «Tk3» ФИНЛЯНДСКИХ ДОРОГ



Паровоз Tk3-1151 в цветах компании «Синебрюхофф» и «неправильным» номером 1819, фотография Saku Setala. »» 

Паровозы серии «Tk3» были чрезвычайно распространены на Финляндских железных дорогах. Дело здесь не столько в количестве (их было выпущено всего 160 штук), и не только в долгой жизни в производстве (с 1927 по 1953 год включительно). На этот раз просто «вышел» тот случай, когда конструкторам удалось создать на редкость неприхотливую, но надежную машину. В пользу слов о надежности говорит и тот факт, что до сих пор как минимум три «Tk3» используются в Финляндии в туристическо-развлекательных целях, и, вероятно, один в Англии (в Суффолке, где таких паровозов несколько). А всего сохранилось в мире около 40 таких паровозов, и большинство их находится на своей исторической Родине - в Финляндии. До 1940-х годов такие паровозы использовались и в районе нынешнего Зеленогорска (б. Териоки или Терийоки, в зависимости от прочтения финского названия) в окрестностях Санкт-Петербурга. В СССР такие паровозы не эксплуатировались, но один из них все-таки попал в Россию совсем недавно - музей железнодорожной техники имени В.В.Чубарова, что в Шушарах, выменял один экземпляр «Tk3» за паровоз ТЭ-3397.

 «« Паровоз Tk3-1105 в МЖТ им. В.В.Чубарова. Фотография А. Кондакова.

С технической точки зрения паровоз представлял собой товарный паровоз со сцепным весом (с тендером) 78,2 тонны и осевой формулой «1-4-0» (в европейском варианте обозначения - «2-8-0»). Из отечественных паровозов отдаленным аналогом «Tk3» по своим характеристикам можно считать паровозы серии «Б», хотя последние и имели другую осевую формулу. Паровозы серии «Tk3» предназначались для эксплуатации на скоростях не выше 60 км/ч.
Паровозы выпускались тремя заводами - «Lokomo», «Tampella» и «Frichs Tanska». Соответственно и номера были сгруппированы в три «партии»: 1100-1118, 800-899 и 1129-1170. Примечательно, что практически не осталось паровозов, выпущенных «Tampella», но при этом уцелело много паровозов от «Frichs», где со второй половины 1940-х и строились «Tk3». Экземпляр, попавший в Шушары, построен на «Lokomo» в 1943 году и имеет заводской номер 143 (в общей серии номер 1105). Паровоз же, запечатленный на верхней фотографии имеет «липовый» номер 1819. На самом деле 1819 - это год образования пивоваренной компании «Синебрюхофф», в честь юбилея которой и оформлен так красочно этот паровоз. Реальный номер этого паровоза - 1151 и выпущен он в 1947 заводом «Frichs».
Необходимо заметить, что в Финляндии этот паровоз иногда обозначается также как «К5» и имеет собственное имя «Pikku-Jumbo». С

Фотографии публикуются с разрешения авторов.


 «« Оглавление...


Мнение авторов не всегда совпадает с мнением редакции.

Хостинг от uCoz