| ||||
Василий ТУРЧЕНКО (Санкт-Петербург, Россия)УЗКОКОЛЕЙКА В ТЕШЕМЛЕ
Восток Ленинградской области богат на узкоколейные железнодорожные системы. Густые леса, покрывающие Вепсовскую возвышенность, стимулировали развитие лесозаготовительной промышленности, а основным средством транспорта стали узкоколейки. В отличие от торфовозных дорог, находящихся сейчас в упадке, а то и вовсе закрытых (ст. Назия, ст. Зеленец), большинство лесовозных действуют (ст. Ефимовская, Коли, Заборье).
В Вологодской области, почти на самой границе с Ленинградской, на 329-м километре линии Санкт-Петербург - Череповец находится станция Тешемля. Ничем не примечательная маленькая станция, с деревянным вокзальчиком, чистым и уютным, где сохранились изразцовые дровяные печи с узорчатым чугунным литьем. Мало кто из пассажиров, проносящихся мимо в скорых и пассажирских поездах, обратит свой ленивый взгляд на подъездной путь, уходящий куда-то в лес со стороны четной горловины. Между тем, приблизительно в километре на север от «большой» железной дороги подъездной путь выведет нас к лесоперегрузочной базе. Горы леса, мощные козловые краны, визг огромной, диаметром в рост человека циркулярной пилы... Но не это привело нас сюда. За штабелями леса уже виднеются маленькие рельсы Р-26, уложенные на обрезки бревен вместо шпал, слышится скрип колес и характерное «тракторное» тарахтение узкоколейных локомотивчиков, влекущих по раздолбанным путям лесовозные сцепы с бревнами. Здесь есть двухэтажная кирпичная диспетчерская, оборудованная радиосвязью, настоящее локомотивное депо на три стойла, вагоноремонтные мастерские, кочегарка. Приятно удивляет и радует значительное путевое развитие этого «железнодорожного узла». На станции одновременно работают несколько тепловозиков. Были замечены серии ТУ-6, ТУ6Д, ТУ-7, ТУ8, ТУ8Г. Пассажирские «демиховские» вагоны наличествуют только в виде сараев, но не исключено, что оставшиеся в строю ещё используются для подвоза лесорубов к месту работы и обратно. Всё это хозяйство расположено вдоль реки Колпь, несущей свои спокойные воды в Суду. В реке, кстати водятся хариусы. Станция устроена в виде равнобедренного треугольника, одной стороной которого является лесоперегрузка и лесопилка, другой – приёмо - отправочный парк, депо и мастерские. Идём дальше. В горловине станции – скопление локомотивов и людей: из-за повреждения пути в районе входных стрелок состав с лесом не может прибыть на станцию, а другой, везущий топливо, – уйти на перегон. Рабочие бойко заменяют сломанный рельс, подкладывают обрезки брёвен, заменяющие здесь шпалы. Но вот путь исправлен, у одного из путейцев в руках появляется некое подобие путевого шаблона, которым он измеряет ширину получившейся колеи. По-видимому, всё в пределах допусков, и, после короткого совещания, «Тушка» лихо проезжает по отремонтированному куску туда-сюда несколько раз. Так сказать, выправка пути и обкатка одновременно. Вообще, пути содержатся в ужасном состоянии: расстояния между шпалами достигают полуметра, стыки висят в воздухе, в некоторые стыки можно встать ногой вдоль рельсов. Многие шпалы держатся только за рельсы. Последствия такого отношения к пути хорошо заметны. Всюду видны следы сходов тележек. Единственное место, где путь поддерживается в хорошем состоянии, – мост через Колпь. Но вот затор в горловине ликвидирован, поезд, наконец, прибывает на станцию, тепловозы разъезжаются в разные стороны. На каждом из них есть рация, больше никаких средств связи и сигнализации не используется. Однопутный перегон, петляя, ведет к мосту. Вправо уходит заброшенный путь, тоже ведущий к реке. Раньше это был главный путь, со своим мостом. Теперь мост разрушен, а новый построен в 100 метрах вверх по течению. Сейчас здесь «кладбище паровозов». В тупике стоят разобранные ЭСУшки и пара ярко-желтых, хорошо сохранившихся хопперов. Подходим к действующему трёхпролетному мосту. Береговые пролеты сделаны из «больших» железнодорожных платформ, а средний представляет собой настоящее металлическое пролетное строение. Опоры деревянные. На мосту уложен широкий дощатый настил. Дальше путь с хорошо заметным подъёмом уходит влево и теряется в тумане. Вот со стороны станции раздается гудок. Обернувшись, видим вдалеке отправляющийся поезд. Нам повезло, возле моста хорошее место для съемки. Тепловоз с составом из одной цистерны, выйдя на хороший участок пути разгоняется перед подъемом, проносится мимо нас, и, скрипя и раскачиваясь на резком повороте, теряя скорость на подъёме, с пробуксовкой на замасленных рельсах, скрывается в лесу. Тешемлинская узкоколейная ж. д. уходит на север, в дремучие леса почти на 50 километров. Судя по карте, раньше она соединялась с соседней УЖД, отходящей от станции Заборье. Для тех, кто захочет приехать сюда на машине, есть возможность посетить сразу две узкоколейные системы – из Заборья по грунтовке можно попасть в Тешемлю, почти 200-километровый объезд через Бабаево в сухую погоду не потребуется. Фотографии автора. «« Оглавление... Мнение авторов не всегда совпадает с мнением редакции. | ||||