![]() | ||||
![]() | ||||
![]() |
Эльмар АЛИЕВ (Баку, Азербайджан)АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ БАМ
На Азербайджанской железной дороге есть линия Евлах-Белоканы, которую в Азербайджане гордо прозвали Азербайджанским БАМом.
![]() Особенности, за которые эта линия получила своё прозвище, таковы: тяжелый профиль пути, из-за чего даже поезд среднего веса ведёт тепловоз 3ТЭ-10М или же сплотка из двух 2ТЭ-10М; тяжелые условия строительства, и главное - те же разочарования в итоге. Дорога строилась изначально для вывоза полиметаллических руд с место рождения в Белоканском районе Азербайджана. Но дорогу построили, а месторождения так и не стали разрабатывать. В итоге через несколько лет эту линию хотели закрыть, но здравый смысл возобладал: ведь, кроме месторождения, эта линия обслуживает ещё пять районов Азербайджана! Дорогу ввели в эксплуатацию в 1986 году. Она представляет из себя линию длиною более 160 км, полностью однопутную, на тепловозной тяге. На линии имеются два разъезда и четыре станции. Особенностью этих станций является то, что они находятся на порядочном расстоянии от одноименных населённых пунктов, и только в Белоканах дорога подходит к черте города. Изо всех раздельных пунктов только станция Шеки имеет более-менее развитое станционное и путевое хозяйство. На станции Белоканы имеется пункт технического обслуживания (ПТО) для тепловозов. Участок оборудован полуавтоматической блокировкой. Его обслуживают тепловозы депо Гянджа, которые базируются на станции Евлах. Раньше бегали тепловозы ТЭ-3, а теперь их заменили 2ТЭ-10М и 3ТЭ-10М. Впрочем, изредка можно увидеть и ТЭ-3. На станции Шеки имеется путемашинная станция. Кроме того, на участке есть станционные маневровые тепловозы ТЭМ2 и ТЭМ-2М (базируются на станциях Шеки, Закаталы и Белоканы). Только станция Шеки имеет семь путей, а Белоканы – шесть. Остальные две станции имеют всего по три пути. На участке обращается один пассажирский поезд Баку – Белоканы, который на станции Евлах меняет направление движения (последний вагон становится первым). Кроме этого, на участке ещё имеются один-два грузовых и один сборный поезд. В последнее время появились надежды на возрождение этого участка, связанные с развитием туризма и экономики Белоканского региона. Есть даже планы соединения Белоканской линии с Грузинской железной дорогой, но это – на будущее. Из всего написанного можно сделать вывод, что линия Евлах - Белоканы – ничем не примечательный, захудалый малодеятельный участок, которых в бывшем СССР сотни. Да, это верно. Но стоит увидеть её воочию, и ваше мнение радикально изменится! Ведь линия проходит чуть ли не по самым красивым местам Азербайджана. Это огромные горные лесные массивы на фоне огромных и красивейших снежных хребтов, и на фоне хребтов – железная дорога Евлах-Белоканы, Азербайджанский БАМ. Карта: Д. Зиновьев «« Оглавление... Мнение авторов не всегда совпадает с мнением редакции. | |||
![]() |